location-icon
4 апреля 2023, в 11:43. Автор: Ростислав Инженер

Архитектура древних государств Междуречья: Вавилон и Ассирия

«Архитектура – это искусство, заставляющее звучать точки опоры.
Древние никогда не упускали случая обнажать несущие конструкции», - Огюст Перре.

Возникновение древних государств относится к 4 тысячелетию до н. э. Вслед за древней культурой Убейд с протогосударством Ур в разных частях земного шара формировались рабовладельческие деспотии. Самые первые из них – на Древнем Востоке по берегам полноводных рек. Теплый климат, плодородные земли и способствующие торговле водные транспортные артерии способствовали возникновению Египта в долине Нила, Месопотамии между реками Тигр и Евфрат, Индии по берегам Инда и Китая вдоль Хуанхэ.

Строительство на Ближнем Востоке отличалось грандиозностью сооружений: ступенчатые башнеобразные культовые сооружения – зиккураты, пирамиды, храмы и скульптурные колоссы. Достаточно вспомнить семь чудес света, среди которых произведения зодчих древневосточных государств: пирамиды, висячие сады Семирамиды, Вавилонская башня.

К техническим новшествам можно отнести и создание ирригационных систем. С их помощью осушались или увлажнялись земледельческие территории. В эту эпоху начинает развиваться математика, происходят серьезные открытия в медицине и особенно в хирургии. В египетском храме Ком-Омбо сохранился барельеф с изображениями хирургических инструментов, формы некоторых из них напоминают современные.

Неоценимым событием для исследователей стало открытие библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала (669–633 года до н. э.). В 1849 году английскому путешественнику Лейярду случайно удалось обнаружить развалины древней столицы Ассирийского царства Ниневии с дворцом самого Ашшурбанапала. Дворец постепенно откопали. Он был построен на высокой и обширной искусственной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами. Во дворце Лейярд нашел библиотеку из более 30 тысяч глиняных книг, написанных клинописью. Эти книги рассказали необычайно много об истории, культуре, хозяйстве и религии народов древнего Междуречья. В библиотеке нашли первые географические карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта.

Сохранились также таблички с планами домов, дающие представление о правильной планировке дома того времени.

План ассирийских домов

С каждыми новыми раскопками, находками, экспедициями современная наука получает новые сведения о древних культурах первых государственных образований.

Самые древние рабовладельческие государства появились в южной части Двуречья. Уже в 5– 4 тысячелетии до н. э. возникло древнейшее государство шумеров.

На рубеже 19–18 веков до н. э. в ходе ожесточенной борьбы за власть в Междуречье начала возвышаться Вавилония. При правителе Хаммурапи Вавилон стал величайшим городом мира. На территории Месопотамии вновь появилось могущественное и централизованное государство со сложной структурой, которая впоследствии будет унаследована всеми государственными образованиями Востока. Государство Хаммурапи опиралось на законы, известные как «законы Хаммурапи», и связанные с ними формы принуждения.

Со 2-го тысячелетия до н. э. по соседству с Вавилонией в районе среднего течения Тигра начала своё формирование Ассирия (на территории современного Ирана). Наивысшего расцвета и могущества Ассирия достигла на рубеже 8–7 веков до н. э., но уже в 605 году до н. э. Ассирия была уничтожена Мидией и Вавилонией.

Вавилон, заселенный к этому времени арамейской народностью, выходцами из Аравии, вновь вышел на передний план. Его правитель Навуходоносор II подчинил Сирию и Палестину. Именно он разгромил Иудею и увел несколько тысяч евреев в вавилонский плен. Вавилония при нем стала наиболее могущественным государством, а ее столица была превращена в неприступную крепость, где сосредоточились выходцы из разных стран («вавилонское столпотворение»). Новый Вавилон стал крупнейшим и красивейшим городом мира, он прославился своими дворцами и храмами, мостами и садами, среди которых выделялись висячие сады Семирамиды – одно из чудес света в Древнем мире. Доминантой огромного города была Вавилонская башня – мощное квадратное в плане ступенчатое строение, семиэтажный зиккурат, достигавший в высоту 91 метр, со святилищем в честь верховного бога Мардука – покровителя города.

Вавилонская башня

Строительные технологии

Древние государства Передней Азии располагались на территориях со слабо развитой лесной растительностью. Строительное дело испытывало большую нужду в дереве как строительном материале. Из пальм особо не построишь, а сосну и кедр привозили, что делало дерево крайне дорогим и его использовали исключительно для конструкций перекрытий в виде сплошных накатов, для исполнения элементов окон и дверей, а также декоративных деталей. Пальма же давала возможность создавать накат пролетом максимум до 4 метров. Во дворцах при использовании ливанского кедра удавалось увеличить размеры помещений до 7–10 метров. Жилища простых людей строились узкими и тесными.

Основным строительным материалом был кирпич-сырец, который мог изготовляться больших размеров – 31х34х10 сантиметров. Обожженный кирпич стал известен со времени, когда человек смастерил первый глиняный очаг, чтобы обеспечить лучшую по сравнению с открытым очагом тягу. Высокопрочными каменными породами данный регион тоже был обделен, в связи с чем кладка из кирпича была основной для возведения несущих конструкций. Кладка делалась двух видов:

  • С использованием непросушенного сырцового кирпича, который слеживался в монолитную массу, приобретая строительную прочность. В такой кладке специально создавались внутренние вентиляционные каналы для лучшего и более быстрого просушивания. Для большей прочности в нее помещались плетеные циновки, которые служили армирующим слоем;
  • Из высушенного кирпича на известково-гипсовом растворе. Кладка часто имела зубчатую поверхность. Это позволяло без вреда для устойчивости стены облегчить кладку и к тому же благодаря игре света и тени предохранить стену от перегрева.

Ассирийцы и вавилоняне успешно применяли в качестве связующего и гидроизоляционного материала смолу. Смолы имелось достаточно. В строительстве широко применялись известь и гипс. Там, где не требовалась высокая прочность стен, особенно в жилищах простых людей, продолжали использовать тростниковый плетень, обмазанный глиной.

Особым приемом в строительстве ассиро-вавилонской цивилизации была кладка из кирпича с облицовкой из естественного камня.

Стоечно-балочная система, которая использует стойку как элемент, работающий на сжатие, а балку – как элемент, у которого нижний пояс растянут, представлена в архитектуре этих государств слабо. Так как камень хорошо «работает» на сжатие и плохо «работает» на растяжение, что создает серьезные трудности для перекрытия больших пролетов. Для этих целей оптимальным решением стало использование дерева. Однако дерево – материал недолговечный, и деревянные памятники строительного искусства до нашего времени не сохранились.

В архитектуре широко применялась, наряду с ложной аркой и ложным сводом на ее основе, арка истинная, на основе которой выкладывались цилиндрические своды. Ложные арки и своды могли создаваться двумя способами:

  • арка вытесывалась из целого куска камня – такие арочные камни составлялись вплотную друг к другу на двух противоположных опорах, образовывая цилиндрический свод;
  • арка устраивалась напуском каждого последующего ряда кладки относительно предыдущего.

Оба способа создавали безраспорную конструкцию. Арки и своды могли выкладываться из клинчатых камней или делаться с помощью кирпичной кладки. Такой строительный прием представлял истинную распорную конструкцию. При том, что дерево было дорого, техника возведения обходилась без применения деревянных кружал. Свод сооружался из последовательно создаваемых арок, которые выкладывались как отдельные слои, постепенно соединяемые между собой. Пересечений сводов строительная техника еще не знала, но широко применялись небольшие купольные конструкции в городском массовом строительстве.

Здания и сооружения

Ассирия

Основным принципом строительства в государствах Междуречья было возведение города как неприступной крепости. Укреплялись города искусно и надежно.

Религия и царская власть составляли единое целое в системе управления, а потому зиккурат и дворец правителя объединялись в единый комплекс, обнесенный мощной стеной. Таким предстает перед нами в реконструкции дворец Саргона II в столице Ассирии Дур-Шаррукине 8–7 века до н. э.

Дворец Саргона II

Город имел площадь почти 300 гектар. Протяженность стен составляла почти 7 километров, а средняя высота – 18 метров. Они были сложены из сырцового кирпича и внизу облицованы прочным естественным камнем из плотно подогнанных и хорошо отесанных блоков. Во внешних стенах города было семь ворот. Одни служили для входа, а остальные для проезда. Улицы были широкими и в длину достигали 12 метров, а площадь дворца составляла почти 10 гектар. Дворец правителя Саргона II находился в северо-западной части города и размещался на высокой глинобитной платформе. Объем земли этой платформы составлял 1,3 миллиона кубических метров. Дворцы строили на высоких платформах из-за «боязни» влаги сырцовым кирпичом.

При строительстве дворца Саргона II преследовались также военные цели. Ассирия постоянно воевала, поэтому безопасность укреплений являлась первоочередной задачей. Весь комплекс обнесен мощной стеной. Дворец внутри включал более 200 залов и 30 открытых дворов. Удалось откопать 186 залов. Над комплексом возвышался 40-метровый зиккурат с винтовым пандусом вокруг. Грандиозность дворца, олицетворяющая несокрушимую мощь ассирийского царя, должна была производить сильное впечатление на послов сопредельных государств.

Стены дворца были укреплены квадрами весом до 24 тонн, длиной до 3 метров и представляли собой мощные сооружения. Ассирийские платформа и стены были пронизаны канализационными и вентиляционными каналами. Главный вход дворца отмечался башнями, украшенными фигурами крылатых львов и образующими между собой арку пролетом в 4,3 метра при высоте 6,46 метров.

Массивность всего сооружения, возвышающегося на террасе-платформе почти 14-метровой высоты, обнесенного 14-метровой гладко облицованной стеной, состоящего из нескольких объемов с башнями, включая дворец и храмы, и, наконец, с доминирующим над всем комплексом зиккуратом, придавала целостность общей, довольно сложной композиции. Архитектура Ассирии отличалась очевидной воинственностью и несокрушимостью. Одновременно с этим здания были богато украшены изразцами, барельефами и скульптурой.

В середине 7 века до н. э. при царе Ашшурбанапале Ассирия достигла зенита своего могущества. Границы ее простирались от Египта до Мидии и от Средиземного моря до Персидского залива. Новая столица Ниневия была богато отстроена и поражала своим великолепием. Именно при раскопках Ниневии была обнаружена библиотека Ашшурбанапала.

Вавилон

В 7 веке до н. э., когда империя пала под ударами объединившихся Мидии и Вавилона, именно Вавилон вновь выходит на передний план истории Междуречья, претендуя наряду с Мидией и Египтом на раздел ассирийского наследства. Государство Нового Вавилона, покорив ассирийские земли, впитало культуру и традиции захваченного народа. Столица Вавилон становится неприступной крепостью и столицей всего мира, крупнейшим торгово-финансовым и культурным центром. В нем насчитывалось свыше 1 миллиона жителей. За ним закрепилась слава священного города.

Венцом строительного искусства в Вавилоне стал дворец Навуходоносора II со знаменитой Вавилонской башней. Башня имела высоту 91 метр. Это равняется современному 30-этажному жилому дому. Существует библейское предание о попытке построить после всемирного потопа город Вавилон и башню до небес. На это строительство собралось очень много людей – так называемое вавилонское столпотворение. Разгневанный дерзостью людей Бог «смешал их языки», так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Башню до небес так и не достроили. В действительности она получила ту максимальную высоту, которую ей могла обеспечить кладка из сырцового кирпича.

Особенное впечатление производили стены Вавилона. Они имели три ряда толщиной соответственно 7; 7,8 и 3,3 метра. Рассчитывалось, что, если неприятель пробивает первые две стены, он натыкается на внутренний ров, вдоль которого тянется третья низкая стена. Ров мог быть заполнен водой. Периметр стен достигал почти 7 километров, а высота первых двух внешних стен составляла 20 метров. В стены встроены гигантские башни с воротами и подъемным мостом. Украшение башен и арок входа производилось с помощью облицовки цветными глазурованными изразцами с изображениями крылатых львов, бородатых быков или фантастических чудовищ. Если керамика входа была выполнена в голубых и белых тонах, то на стенах, окаймляющих дорогу, львы были изображены коричневыми с золотыми гривами.

Сложная планировочная структура ассирийских городов и дворцов в Вавилоне и в самом дворце Навуходоносора заменена строгим осевым решением. От ворот богини плодородия Иштар вдоль дворца и главного входа в храм Мардука, верховного вавилонского бога, пересекая весь город, идет широкая улица Процессий шириной 7,5 метров. Она вымощена плитами из белого известняка с каемкой из красного камня. Виднеются великолепные сады Семирамиды. Навуходоносор повелел их построить для своей любимой жены, которую он привез из гористой Мидии. Поэтому царь пытался создать на плоских равнинах Вавилонии хотя бы подобие родных ей лесистых гор. Сады представляли собой ступенчатые платформы, которые покоились на столбах, перекрытых сводами.

По сводам была уложена свинцовая кровля и асфальтовая гидроизоляция. На платформу завезли землю и высадили деревья и цветы. Полив осуществлялся с самой верхней платформы, на которую подавалась вода. Сады размещались на высоте 20 метров над землей. Конструкция сводов и опор издали создавала иллюзию, что они висят в воздухе. Отсюда и их название – «висячие».

Позже греки включат сады Семирамиды в Семь чудес света. По ошибке сады носят имя правительницы Шамурамат (по-гречески – Семирамида). Однако эта царица жила за двести лет до Навуходоносора. Имя же настоящей владелицы садов не сохранилось в истории.

Перпендикулярно улице Процессий уходила улица Мардука, которая вела к грандиозным воротам в главный храм. В северо-западном углу храмового двора высился зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня). На верхней ступени размещался сверкающий голубой глазурью храм. Сужающиеся кверху этажи были окрашены в разные цвета:

  • ослепительно белый;
  • черный;
  • красный;
  • синий;
  • красно-коричневый;
  • серебряный;
  • золотой – самый верхний.

В этом храме царь торжественно приносил жертвы богу Мардуку перед его золотой статуей. Ученые полагают, что семь ступеней в зиккуратах делалось по числу открытых в те времена астрономами планет.

Стройная регулярная структура прослеживается и в планировке дворца Навуходоносора.

Царские дворы располагались последовательно, открываясь друг за другом. Их общая длина составляла почти 300 метров. В главный центральный двор выходил тронный зал дворца со стенами толщиной 7 метров и размерами в плане 17х52 метра.

В Вавилоне существовали дома в три и четыре этажа. Однако общая застройка была одноэтажной.

Исследование архитектуры и строительства государств Междуречья свидетельствует об огромном техническом скачке, который претерпело строительное дело в период между 3 тысячелетием и последними веками до н. э. Однако все приемы строительства оставались чисто эмпирическими. Художественно-пластические задачи архитектуры сводились к созданию грандиозных сооружений подавляющих зрителя. Наряду с этим, были выработаны приемы возведения надежных фортификационных сооружений и систем. Также, были освоены принципы ирригации земель, связанные со строительством инженерных сооружений (каналов, плотин, искусственных водоемов). Созданы технические приемы кладки стен из необожженного и обожженного кирпича с облицовкой их естественным камнем и изразцами. Выработаны приемы оснащения зданий инженерными системами канализации и вентиляции. Проблема перекрытия пролета оставалась в этот длительный период нерешенной. Она будет волновать архитекторов на протяжении всей дальнейшей истории. Самые зачаточные формы распорных конструкций не получили еще дальнейшего развития. Инженерная мысль остановилась на создании истинной арки и цилиндрических сводов на ее основе, а также куполов самых малых размеров, перекрывающих пролет в 4–5 метров.

Читайте также:

Архитектура как «замершая музыка». История архитектуры и ее периоды
Архитектура как «замершая музыка». Сооружения первобытного общества
Архитектура как «замершая музыка». Культура Убейд с протогосударством Ур

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.