Белорусский политолог об уроках, которые дал Казахстан
Фото mosty-zara.by
"События в Казахстане до сих пор многие оценивают по заученному и затертому пропагандистскому штампу "цветной революции". Однако, технологии внеправовой смены власти одни и те же на протяжении тысяч лет. Изменяются только технические средства от папируса и сарафанного радио до интернета. Но обсасывать просто набившую оскомину технологию - это значит уйти от сути, не разобраться в ней", - отметил Пётр Петровский.
Эксперт обращает внимание на то, что социально-экономическая модель Казахстана разделила участь большинства постсоветских государств, в своё время пойдя по пути шоковой терапии, приватизации и внедрения других программ по сворачиванию социального государства, которые и привели к восстанию населения. Петровский подметил, что попытка местных элит подобным образом вписаться в западный мир лишь на первый взгляд выглядела успешной. "Сырьевая экономика страны позволяла иметь неплохую ренту и ввести западный капитал в виде компаньонов для местных народившихся олигархов. Рента давала деньги на более-менее благополучное на фоне соседей существование граждан. Потребность Запада в ресурсах делали его заинтересантом в поддержке интеграции казахстанских элит в западную капиталистическую модель. Однако, такая модель, рано или поздно, даёт трещину как в Грузии, Армении, Украине, Молдове или России в период событий на Болотной площади", - считает он.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, Петровский приходит к следующим выводам:
1) Наличие олигархата либо иностранного капитала как экономикообразующего, делает государство зависимым от этих групп. В любой момент может быть реализован сговор крупного капитала для смены курса или свержения власти. Государство в данном случае не является суверенным и находится в заложниках крупного частного и иностранного бизнеса;
2) Происходит разложение государственного управления. Бюрократия распадается на группы, обслуживающие олигархов и иностранный капитал, выполняя роль лоббистов-проводников их интересов;
3) Силовики также становятся продолжателями интересов капитала, превращаясь для капитала в обыкновенных "крышевателей", ЧОПов или ЧВК с административными функциями госвласти;
4) Стадия первоначального накопления капитала, через которую прошли постсоветские страны, характеризуется наиболее острой и безответственной погоней за прибылью. Под этим соусом развивается массово коррупция, падает эффективность социальных функций власти. Государство отказывается от социальной ориентированности. Происходит глубокое расслоение общества на сверхбогатых и сверхбедных (в Казахстане индекс Джинни 0,3, 10% самых богатых получают аж 25% всех доходов) , архаизация социальных услуг, резкое ухудшение их качества и доступности (в Казахстане произошло сворачивание многих видов соц помощи, переход на страховую медицину, коммерциализация внушительной части соцуслуг, оптимизация инфраструктуры по их предоставлению);
5) Государственные резервы и личные счета местных элит перекочевывают в западные финансовые системы, делая уязвимой от Запада всю экономику страны (так США в 2015 г. замораживали валютные резервы Казахстана на сумму $22,6 млрд).
Подобная государственная структура, по мнению белорусского политолога, приводит к возникновению ряда негативных последствий, среди которых он выделил следующие:
1) Неудовлетворённость граждан работой госучреждений, их недовольство несправедливым неравенством в доходах, наличием сверхбогатых, публично демонстрирующих свои финансовые возможности;
2) Полная зависимость государства от олигархических групп и иностранных государств;
3) Технологическая и финансовая зависимость.
"Поэтому купирование подобных рисков может произойти только через национализацию стратегических ресурсов и производств, возвращение всех финансовых резервов страны на Родину, минимизацию иностранных инвестиций до уровня жизненно важных, суверенизацию системы госуправления и полную подготовку граждан в национальных ВУЗах", - убежден Петровский. Проводя параллели с Беларусью, эксперт отмечает, что именно государственная бюрократия в нашей стране, суверенная от бизнеса и иностранных элит, стала одним из цементирующих столпов устойчивости белорусской модели. "Однако, в свете предстоящего референдума по изменениям в Конституцию, хотелось бы в ней закрепить запрет на приватизацию стратегических предприятий и производств страны", - добавил он.
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.