Что такое человек, или Образ «ветхого» и «нового» человека. Часть 1: введение
В современном мире сложилась парадоксальная духовно-нравственная обстановка: в странах, где основная часть населения исповедует христианство, существуют такие чуждые ему явления как военные конфликты, однополые браки, изменение пола и суррогатное материнство, распространенность употребления наркотиков и т. д. - список можно продолжать долго. Все это сигнализирует о том, что у современного христианского общества есть проблемы с пониманием христианства и, в частности, поведения человека.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, нужно понять - кто есть человек? Это, несомненно, один из главных вопросов, который может задавать себе каждый. Ознакомившись с Божественным Откровением, мы можем узнать не только о том, что состоим из внешнего (тело) и внутреннего человека (душа), но что и состояние их может быть "ветхим" и "новым" (Еф. 4:22, 24). А каково состояние внешнего и внутреннего человека, находящегося в рамках этой земной жизни? Ответы на эти вопросы открывают нам принципиально два разных понимания жизни: первый – "возделывание и хранение земли (Быт. 2:15) и пребывание в мире друг с другом" (Мк. 9:50), второй – "угрызение и съедание друг друга, жесткое подчинение, угнетение, эксплуатация, насилие и властвование над человеком с последующим истреблением друг друга" (Гал. 5:15).
Еще в послании к коринфянам апостол Павел призывал христиан: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2 Кор. 13:5). И это он говорил людям, которые были крещены и собирались для евхаристии (действие, позволяющее христианину "соединиться с Богом во Христе", - прим.). В те времена еще не был сформулирован символ веры, но было понимание, что вера христианина определяется жизнью в "Духе Божьем": «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1), «если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).
Отсюда следует, что каждое поколение христиан должно постоянно следить за тем – живет ли и не отклоняется ли оно от жизни "по Духу Святому". Потому что именно уклонение от последнего приводит к деградации христианского общества.
Принадлежность "Духу Святому" делает человека "новым". Так как обретение Духа Святого происходит благодаря личностно-волевому действию, автор данной работы намерен уделить все внимание личности. Именно от волевого решения личности зависит – станет человек "новым" или продолжит оставаться "ветхим".
В качестве основы используются упоминаемые в посланиях апостола Павла рассуждения о "ветхом" и "новом" человеке, так как они, по мнению автора, лучше всего раскрывают учение о человеке и суть христианства. Также упор делается и на другие источники, среди которых:
- «Отблеск Сущего. Православное учение о человеке» иерея В. Коржевского;
- «Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном человеке» священника Ильи Гумилевского;
- «Наука о человеке» (т. II) В. И. Несмелова и другие.
В данной работе на основании перечисленных и дополненных источников автор попытался раскрыть и изложить учение о человеке, а также показать, что процесс нравственной деградации общества можно остановить только благодаря развитию "нового человека".
Происхождение человека. Библейская антропология
Православная традиция имеет две точки зрения на сотворение человека:
- Он создан Богом из ничего, одновременно с разумной душой и телом, это отдельное от всего животного мира существо (1);
- Он создан Богом постепенно, т. е. сначала было животное с неразумной душой, из которого Бог делает человека.
Структурируя работу, автор придерживается второй точки зрения, предоставив в подтверждение мнения церковных авторов, а также современные научные данные.
Если внимательно посмотреть на 1–2 главы книги Бытия древнегреческого текста Септуагинты, в которых упоминается творение животных и человека, то можно заметить одинаковые слова:
- И сказал Бог: да произведет земля душу живую (ψυχὴν ζῶσαν) по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их (Быт. 1:24);
- И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою (ψυχὴν ζῶσαν) (Быт. 2:7).
Текст Библии говорит, что при создании Богом человека природа души у человека осталась такая же, как у животных. Автор считает нужным сослаться на церковных авторов, придерживавшихся мнения, что человек создан из животной природы:
- свт. Григорий Палама: «Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные» (2);
- мч. Иустин Философ: «Человек – это разумное животное, состоящее из души и тела» (3);
- прп. Серафим Саровский: «Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям»;
- свт. Феофан Затворник: «Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душой животной. В сию душу вдунут дух – Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и вкушать, и в Нем все свое довольство иметь, и ни в чем, кроме Его. Сей дух, соединяясь с душой животного, поднял ее над душой животных на целую стадию» (4);
- свт. Иоанн Златоуст: «Бог, намереваясь поставить как бы царя владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом на самом деле показал, какой чести Он удостаивает это животное» (5);
- «Бог сотворил человека животным, получившим повеление стать Богом», – слово свт. Василия Великого, на которое ссылается свт. Григорий Богослов (6).
Далее автор обращается к современным научным данным:
- Человеческая ДНК обнаруживает больше сходства с ДНК шимпанзе. Анализ ДНК убедительно подтверждает оба главных положения дарвиновской теории эволюции — и происхождение всех живых существ от общего предка, и естественный отбор из множества случайных вариантов (7);
- Геном шимпанзе сейчас расшифрован, на уровне ДНК он совпадает с нашим на 96% (8);
- Строение хромосом людей и шимпанзе также обнаруживает значительное сходство (9).
Можно лишь добавить, что после того, как создан был человек, он стал венцом и конечной целью мироздания (Быт. 1:26–28), в котором содержится «дыхание (всех) жизней» (в еврейском подлиннике Быт. 2:7 стоит множественное число: nishmat haim). После того, как Бог вдохнул в лицо первозданного Адама «дыхание жизни», последний смог почувствовать, что стал неотъемлемой частью всего живого на планете и поэтому уже должен заботиться обо всех живых существах (Быт. 1:28). Эту мысль подтверждают слова свт. Филарета (Дроздова): «…человек действительно совокупляет в себе жизнь растений, животных и Ангелов, жизнь временную и вечную, жизнь по образу мира и по образу Божию» (10).
Возможно, технически процесс перехода из животного был таков: уснуло существо, по внешним признакам похожее на человека (кроманьонец) с душой животного, а проснулся уже человек. (Как видно из вышеизложенного после Божественного действия душа у человека осталась такой же, как у животного, а следовательно душа человеческая появилась не свыше (т.е. от Бога), а образовалась из земли вместе с телом как у животного).
Таким образом, каждое живое существо содержит в своей биологической природе на том или ином уровне свойства нашего человеческого естества — от биохимии и физиологии до высшей нервной деятельности и зачатков абстрактного мышления: «вся природа, весь космос есть наше подобие» (11). Исходя из изложенного, автор пришел к выводу, что человек постепенно был создан Богом.
Дыхание жизни
Что же, по мнению автора, стоит за библейским выражением «дыхание жизни», что произошло с душой животной и какую цель ставит Бог в процессе создания человека?
Первая глава книги Бытия повествует: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Православное святоотеческое предание утверждает, что быть "по образу Божьему" значит быть существом личным, которое обладает свободой и ответственностью (12), умом, волей, совестью и силой любви (13). Богообразный ум соблюдает личность в единстве с Богом, жизнь вне которого сущностно невозможна. Личность сущностно связана с Богом через Божественные энергии (14). Они пронизывают все существующее для того, чтобы все тварное могло вступать в соединение с Богом через эти энергии, получать питание, независимо от личностного общения с Творцом. Но при этом, если личность вступает в личностное общение для синергичной жизни с Богом, то приобретает состояние обожения. Следовательно, где бы ни находилась личность – в любое мгновение, в любом месте, независимо от того, имеет она тело или нет – она всегда может ощущать личностное присутствие Бога, вступать с ним в общение и получать силы для духовного развития.
Личность делает человеческий индивид существом уникальным, не сравнимым ни с кем и в полноте не может быть выражена понятиями. По этой причине свт. Феофан Затворник называет личностью душу человеческую после Божественного действия в создании человека (15). Соединение личности с душой животного подняло ее на более высокий уровень, сделав ее несравненно выше животного существа. По учению прп. Максима Исповедника, человеческая личность призвана «соединить любовью природу тварную с природой нетварной», а благодаря синергии (16) с Богом, через приятие благодати, стать «богом по благодати» (17). Полнота личности раскрывается через жертвенность своей природы, выражая ее в заботе и любви об окружающем мире, тем самым преображая мир. Благодаря синергии, она должна была принести его в дар Богу (18). Свобода личности предоставляет возможность отказаться от жизни в Боге (19), тем самым выходя из божественной реальности для построения своего мира и своей реальности (Лк. 15:11–32). При этом, несмотря на свой уход от Бога и становясь нравственно не подобной ему, она не теряет образ Божий (20). Начав свое существование, личность уже неуничтожима, сохраняя навсегда в себе весь духовно-душевный опыт, накопленные познания, способность помнить, мыслить, желать и чувствовать независимо от того, находится она в теле или нет (21).
Подобие же Богу происходит через развитие нравственной жизни. Оно вырабатывается усилиями каждой личности, через волеизъявление, через развитие и усовершенствование сил, заложенных в ней. Этот процесс должен быть постоянным, совершающимся при помощи Бога, объединяющим две воли – Божественную и человеческую (22). Другими словами, человек задуман Богом как синергичная сущность, через которую он сможет проявляться, а человек – находить в Боге покой и полноту бесконечного счастья. Человек задуман как храм Божий (1 Кор. 3:16), который благодаря волеизъявлению личности и Духу Святому становится обителью Бога (Ин. 14:23).
Душа, по существу, уже не может называться животной по той причине, что Бог, вдохнув в нее личность, сделал душу духовно-личностной, бессмертной, тогда как животная душа безлична и имеет предел жизни. Благодаря этому чудесному изменению, отныне душа человеческая становится жительницей духовного мира, в котором обитают ангелы, с которыми она может иметь общение и взаимодействие (23).
По мысли свт. Феофана Затворника, сущность души (духа-личности) невещественна, но имеет тонкую «эфирную» (некая тончайшая стихия) оболочку, из которой также состоит и духовный мир (24). Мысль святителя Феофана о тонком теле души подтверждается также древними церковными авторами, такими как прп. Макарий и Антоний Египетские, прп. Кассиан Римлянин, свт. Василий Великий и др. По мысли свт. Василия Великого, душа непостижима телесными очами, но узнается только по действиям (25). Нравственное состояние духа-личности отражается на ее оболочке. Если личность живет Богом (молитвенное богообщение, жизнь по заповедям и воле Божией), то оболочка светла, если же не живет Богом, то темна и не освящена Духом (26). «Все психические и даже психофизические и физиологические явления, происходящие в теле, принадлежат не телу, а духу-душе (личности), как их причине» (27).
Таким образом, душа человеческая – сущность духовная, имеющая в своем составе личность – сущность мысленную, невещественную, созданной по образу Божьему. Также душа имеет внешнюю оболочку (возможно квантовую или эфироподобную) (28), служащую посредницей между личностью и биологическим телом (29).
Так как для содержания и проявления личности нужна природа и вне которой личность не может иметь существования (30), то Бог подготавливает живую сущность, принадлежащую материальному миру, в которую "вдыхает" личность, чтобы образовавшийся человек был главным в мире, остро ощущавший принадлежность ему, "владычествовал" (Быт. 1:26) над ним, в жертвенном служении развивал и преображал его. С точки зрения христианского богословия, при помощи Божьей, эта духовная сущность (личность) сделала из животного человека, а с точки зрения науки – новый вид живых существ на планете, обладающих языком, нравственностью, религиозностью, способностями к творчеству, развитию культуры и искусства, абстрактному мышлению и прочему.
Состояние человека до грехопадения
Теперь важно понять, каким же было состояние человека после того, как Бог вдохнул в живую сущность личность.
После сотворения человеческое естество было не причастно злу, в нем действовало одно добро. Опытного понимания зла человек не имел (31). Своим сознанием и существом он пребывал в Боге, а Бог в нем, давая его духу властвовать над человеком и над тем, что вне его (32). По мысли свт. Григория Богослова, состояние человека пребывало в постоянном созерцании Бога, рождая божественные мысли, духовно питавшие его (33). Как ни совершенны были силы человека – находясь в состоянии духовного младенчества, он все-таки был ограничен. Утверждаясь в добре, в процессе синергии с Богом, постепенно его состояние приобрело бы полноту совершенства (34). У него, как существа переменчивого и ограниченного, постоянно имелась возможность вступить на путь развития зла. При постепенном утверждении в добре возможность не грешить перешла бы в невозможность грешить.
Самовластие предоставляло человеку возможность свободно, с радостью и любовью к Богу, соблюдать со вниманием и исполнять его заповеди, а посредством их – достигать совершенного образа и подобия Божия, постепенно изменяясь в состояние невозможности совершать зло (35). Изначально присущая разуму способность превосходить самого себя могла совершать сверхразумное единение с Богом, получая возможность видеть его через нетварный свет. Через богообщение ум освобождался от незнания, приводя личность к цельному знанию. Этим освящалась душа, а через нее – и тело (36). Возможно, то, что было постоянно у человека до грехопадения, можно увидеть на примере пророка Моисея, у которого светилось лицо после общения с Богом (Исх. 34:29–30). Люди, будучи облечены Божественным светом, укрывавшим их наготу, не имели стыда (37).
«До грехопадения первозданный человек имел благодать Святого Духа, которая сообщала ему полноту жизни, духовно-телесное бессмертие, мудрость, вéдение и созерцание. Но благодать Святого Духа скрывала свое присутствие в нем, действовала в нем таинственно» (38). Человек не имел опыта жизни вне Бога, и поэтому не знал, что значит быть вне Божественной благодати. Знание о том, что он может умереть, было теоретическим, не могущим повредить его естество ощутительно. Божественная благодать делала его смертную природу не тленной, не страдательной (39).
«До грехопадения Адам не был ни „чистой природой“, ни человеком обоженным. Совершенство первозданной природы выражалось прежде всего в этой способности приобщаться к Богу, все более и более прилепляться к полноте Божества, которая должна была пронизать и преобразить всю тварную природу» (40).
По мысли Иринея Лионского, человек до грехопадения не был ни смертным, ни бессмертным. Природа его была восприимчива питаться благодатью непрестанно и благодаря ей преображаться настолько, что он мог оказаться в состоянии преодолевать старость и смерть. Возможность умереть существовала, но он сделал бы ее невозможной благодаря своему постоянному свободному синергийному произволению личности (41).
Таким образом, дыхание жизни есть личность, как образ Божий. Она сущностно зависит от Бога, получает постоянное питание от Него для уподобления Ему и жизни по воле Его. Благодаря синергии воли личности человеческой и воле Божией, личность должна была преобразить свое естественное состояние душевно-телесной природы в сверхъестественное, вследствие чего, будучи человеком, стать «богом по благодати» («соделаться причастником Божеского естества») (2 Пет. 1:4). В естественном состоянии личность имела возможность выбрать путь греховный или остаться с Богом. Тело человека было переменчивое, ограниченное, душевное, не выходящее за пределы грубо-материального мира, благодаря благодати бессмертное, нестрадательное, нетленное.
Это состояние до грехопадения святоотеческое предание именует естественным (42). В этом состоянии человек пока еще ни "ветхий", ни "новый".
О грехопадении и образовании "ветхого" человека мы поговорим следующей части данной работы.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции "Нашего Портала"
Список источников:
- Давыденков, О., протоиерей. Догматическое богословие: учебное пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. – С. 271-272.
- Коржевский, В., иерей. Отблеск сущего. Православное учение о человеке. – Тюмень: Русская Неделя, 2013. – С. 12.
- Там же. – С. 14.
- Там же. – С. 34.
- Там же. – С. 184.
- Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – СТСЛ, 2012. – С. 463.
- Мумриков, О., иерей. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. – Сергиев Посад; М.: Паломник, 2013. – С. 538.
- Там же. – С. 544.
- Там же. – С. 544-545.
- Там же. - С. 383.
- Там же. – С. 384.
- Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.–СТСЛ, 2012. – С. 460.
- Иустин (Попович), преподобный. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича).Т.1. – М.: Паломник, 2004. – С. 240-242.
- Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – СТСЛ, 2012. – С. 106-107, 127-129.
- Коржевский, В., иерей. Отблеск сущего. Православное учение о человеке. –Тюмень: Русская Неделя, 2013. – С. 52.
- Там же. – С. 139.
- Там же. – С. 185-186.
- Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – СТСЛ, 2012. – С. 459.
- Там же. – С. 462-463.
- Там же. – С. 182-185.
- Там же. – С. 47.
- Там же. – С. 31-32.
- Коржевский, В., иерей. Отблеск сущего. Православное учение о человеке. – Тюмень: Русская Неделя, 2013. – С. 46,48-49.
- Там же. – С. 92-94,96,100.
- Там же. – С. 104.
- Там же. – С. 109-110.
- Там же. – С. 148.
- Там же. – С. 109-110
- Там же. – С. 138.
- Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – СТСЛ, 2012. – С. 179-180.
- Коржевский, В., иерей. Отблеск сущего. Православное учение о человеке. – Тюмень: Русская Неделя, 2013. – С. 179.
- Там же. – С. 181.
- Там же. – С. 194.
- Там же. – С. 185-186.
- Там же. – С. 200.
- Там же. – С. 294-295.
- Там же. – С. 176.
- Там же. – С. 199.
- Там же. – С. 211.
- Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – СТСЛ, 2012. – С. 185.
- Там же. – С. 470-471.
- Коржевский, В., иерей. Отблеск сущего. Православное учение о человеке. – Тюмень: Русская Неделя, 2013. – С. 181.
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.