6 апреля 2022, в 10:49.

Что такое обратная связь и почему она так важна для организации?

Чем полезна обратная связь и как она помогает развитию организации, а также способствует достижению поставленных перед ней целей? Своим мнением на этот счёт с "Нашим порталом" поделился председатель правления ПК "Жилищный баланс" Роман Дайнеко.

"Обратная связь (сокращённо ОС или "обратка") - это реакция других людей и мира на твои проявления, действия, слова и поступки, направленная на улучшение коммуникации, модели и качества взаимодействия, повышения осознанности. И это - очень крутой инструмент корпоративной культуры", - отмечает Дайнеко. По его мнению, организация - это результат (продукт, следствие) того, как мыслят и на сколько эффективно взаимодействуют (коммуницируют) её члены, а ОС - это лучший инструмент по повышению качества общения между людьми. "Это как бы взгляд на самого себя чужими глазами, со стороны", - уточняет он.

В качестве примера того, как работает обратная связь, наш собеседник описал случай из собственной практики: "Раньше я не замечал, что в разговоре часто употребляю некоторые слова-паразиты. Например, я через слово говорил "да", пока коллеги не обратили на это моё внимание и не сняли меня на видео. После этого замечания, я постепенно избавился от этой привычки, речь стала чище". В работе с обратной связью Роман выделяет два важных принципа:

1) Быть готовым узнать много нового о себе;

2) Просто слушать, записывать и (или) задавать уточняющие вопросы.

"Без критики и оскорблений, не оправдываясь, не защищаясь, выражая только чувство благодарности. Тот, кто давал обратную связь, знает на сколько это трудно. Это реально работа. В противном случае Вы рискуете больше не получить ОС", - объясняет он вышеперечисленные пункты.

Сбор обратной связи

По мнению Романа Дайнеко, желательно, чтобы в этом процессе участвовали люди, которым Вы доверяете и которые были в теме (контексте) происходящего. "Если они не в курсе, расскажите им максимально подробно про ОС , иначе может ничего не получиться. Так же кто-то может ничего не сказать Вам из соображений тактичности, воспитания, страха Вас обидеть и того что Вы о нем можете подумать или вашей ролевой позиции - например, из-за страха быть уволенным", - отмечает он.

Следующее, на что обращает внимание наш собеседник - это то, что ОС необходимо получить хотя бы от 5 человек, но чем больше - тем лучше. "Это необходимо для нивелирования неточностей и снятия стружки субъективности", - поясняет он. После получения ОС, нужно выбрать пункты, которые чаще всего повторяются - это наиболее точные Ваши проявления и качества.
"Измените их самостоятельно или с доверенных лицом (супругом, другом, коллегой и т. д.). Повторите процесс спустя 3 или 6 месяцев - это минимальный срок для качественных и заметных улучшений со стороны", - резюмирует Роман.

Чем больше людей даст обратную связь - тем точнее будут результаты её анализа

Примерный алгоритм получения ОС от Романа Дайнеко:

Привет! Работаю над улучшением себя и прошу тебя помочь. Опиши пожалуйста:

1) 5 моих негативных качеств, которые мне мешают и которых я не вижу. Убрав их, я смогу выйти на новый уровень. Как и в чем они проявляются (примеры);

2) 5 позитивных, сильных качеств, которые помогают мне двигаться вперёд, строить отношения, делать результат и на которых стоит сконцентрироваться. Как они проявляются в жизни (примеры);

3) 5 качеств, которые, в результате их дальнейшего развития, помогут мне выйти на кардинально новый уровень жизни, счастья, результатов. И в чем бы это появлялось.

Виды обратной связи

По мнению Романа, обратную связь можно разделить на два вида:

1) "Позитивную" - те качества и проявления, которые благоприятно влияют на коммуникацию и взаимодействие с людьми(миром).

2) "Негативную" - проявления и качества, которые действуют разрушительно, демотивируют человека и приводят к другому результату, отличному от того, на который он рассчитывал, поступая определённым образом.

"На самом деле позитивная и негативная ОС - это очень условное обозначение", - отмечает наш собеседник, - "ОС не корректно разделять на хорошую и плохую - это просто факт. Это как датчик топлива в машине - он просто показывает, сколько у Вас бензина. Если бензин заканчивается - нужно ехать на бензоколонку, если бак полный, то можно ехать дальше. Надеюсь, аналогия понятна и ясна".

Таким образом, Роман подводит к тому, что по своей сути ОС - это способ обращения и концентрации внимания на качестве, которое Вы улучшаете в себе: "На днях коллеги мне дали "обратку", аккумулировав её в нескольких пунктах в сжатой и конкретной форме с примерами. Первая реакция - это удивление и попытка согласовать новые данные с имеющимися представлениями о себе. Это довольно трудно, поскольку зачастую люди говорят не то, что ты ожидаешь. Обратная связь - это зеркало, которое люди ставят перед тобой. Чем-то напоминает ситуацию, когда ты впервые слышишь свой голос в записи и не узнаешь его или он тебе не нравится".

Дальнейшее развитие событий, по его мнению, может пойти по одному из двух путей: отрицание либо попытка осознания, которая предполагает уточняющие вопросы. "Это заставляет задуматься, понаблюдать за собой, начать замечать то, на что обратили Ваше внимание", - отмечает он, - "Здесь возникает задача: подтвердить ОС и далее измениться. Изменения происходят зачастую не сразу, требуется время и работа над ними. Ведь новые идеи, как известно, слабее старых привычек".

Роман Дайнеко еще раз обращает внимание на то, что для проверки результатов необходимо повторно собрать ОС не ранее чем через 3-6 месяцев, чтобы было время для изменений и формирования новых паттернов поведения. "Меняйтесь, будьте лучшей версией себя и помните: у Вас есть все необходимое для достижения ваших целей!", - подводит он итог своим рассуждениям.

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.