«Действует на мозг также разрушительно как наркотическая или алкогольная». Насколько опасна детская зависимость от соцсетей?
Более 25% подростков в возрасте от 10 до 17 лет в той или иной степени зависимы от использования социальных сетей, при этом у 5% выявлена патологическая зависимость. При этом воздействие на мозг от «употребления» TikTok, Instagram и других соцсетей сравнимо с влиянием наркотических веществ и алкоголя. Таковы результаты совместных исследований немецкой медицинской компании DAK и университетской клиники Гамбург-Эппендорф. В чем же проявляется пагубная привычка, к чему она может привести и как родителям защитить своих детей от беды?
Проблема не новая, но вызовы серьезнее
На самом деле, проблема использования детьми гаджетов давно не новая. Еще в 90-е, 2000-е годы, в связи с распространением персональных компьютеров, игровых приставок, которые стали появляться у каждой второй семьи, и игровых клубов, растущих как на дрожжах на каждом углу любого более-менее крупного города, остро возник вопрос игровой зависимости. Многие дети днями пропадали в виртуальном мире, теряли связь с реальностью и забывали, как это выйти во двор, поиграть в «футбик», «квадрат» и казаков разбойников.
Но если раньше все же еще не было такого тотального засилья, и проблема относительно успешно решалась путем активного контроля со стороны родителей, то сегодня нужны более «широкомасштабные» методы. Ведь тогда изъять приставку, ПК, было проще, чем тот же смартфон сегодня, который у современных детей всегда «при себе», не только дома (где ограничить его использование еще можно), но и на улице, в школе.
Более того, сегодня проблема еще и «молодеет»: если раньше доступ к виртуальным играм «открывался» лет с 7-10, то сейчас многие родители считают вполне нормальным дать на полдня смартфон, планшет, или банально включить мультики, своим двух-трехлетним чадам, абы они сидели тихо и не мешали «вершить великие дела» (зачастую «прожигать» время в той же соцсети). В результате уже с самых ранних лет ребенок тормозит в развитии (ведь с ним каждый день нужно заниматься, гаджет не научит необходимому), ограничивается в коммуникации и начинает жить в экране телевизора, смартфона, планшета.
Как проявляется зависимость от соцсетей
Несмотря на то что соцсети и интернет-серфинг не оказывают такого же разрушительного воздействия на центральную нервную систему как наркотики и алкоголь, однако они также пагубно воздействуют на процессы в мозге. И, в конечном итоге, проявляется эта зависимость одинаково: посредством необходимости в постепенном увеличении «дозы», которая будет удовлетворять ребенка. Касательно социальных сетей под «дозой» понимается само время нахождения в интернете и количество обрабатываемой информации. Если в начале болезни ребенок будет удовлетворен, условно, часом нахождения в социальных сетях, то со временем чувство удовлетворенности будет приходить через 2-3 часа и более. В результате все выльется в потерю контроля над собой и огромные временные затраты на «зависание» в интернете.
Итогом такой зависимости станут:
- Снижение общего уровня развития;
- Потеря физической активности и, как следствие, проблемы со здоровьем;
- Снижение коммуникационных навыков, закрытость;
- Психическая неуравновешенность.
Если же говорить о первых признаках проблемы, то в первую очередь интернет зависимость проявляется через снижение успеваемости в школе и проблемы в учебе. Вторым важным индикатором является потеря интереса у ребенка к обычному досугу и стремление к изоляции. И последнее, на что следует обратить внимание – это увеличение числа конфликтов между родителями и ребенком. При это особенно часто ссоры, а, со временем, и неконтролируемые истерики со стороны ребенка, будут начинаться вследствие попыток родителей ограничить времяпрепровождение ребенка в интернете.
Задача родителей – быть примером и не пускать все на самотек
Чтобы минимизировать возможное появление проблемы, родители с ранних лет должны выстраивать хорошие отношения со своими детьми и, что очень важно, лично участвовать в их воспитании и развитии. Современный подход, используемый многими современными родителями, который можно назвать «гаджет – хорошая няня», ничего хорошего в себе не несет с точки зрения развития ребенка. И какими бы «благими» намерениями родители не прикрывались, аргументируя свое желание уйти от воспитания и взаимодействия с детьми через выдачу им гаджетов, развитие ребенка должно всегда быть в приоритете.
Да, можно, и даже нужно, иногда включить мультфильм, дать поиграть в игры, «позависать» в интернете, но все это должно ограничиваться по времени и быть под полным контролем. И под последним здесь понимается не тотальная слежка «втихую», а взаимодействие с ребенком, соучастие в его делах и проявление интереса к его активности в интернете. Т.е. по сути родители должны быть хорошими учителями и модераторами, говорить, что такое хорошо, что такое плохо, обучать и доносить нужную информацию, которая позволит избежать проблем в будущем.
Однако, как сообщается в отчете исследования, около 40% родителей уделяют недостаточно внимания своим детям, а 25% плюс ко всему никак не модерируют поведение детей и не проявляют интерес к контенту, который их собственные дети «потребляют» в интернете.
К этому еще можно добавить и поведение самих родителей, многие из которых сами с головой погружены в виртуальный мир и перемещаются по дому, безотрывно всматриваясь в экран гаджета. Результат такого поведения заключается в том, что ребенок принимает это как норму и естественное поведение.
Итог всего этого - масса проблем, как в физическом плане, так и в психологическом, которые впоследствии могут вылиться в серьезные заболевания. Поэтому важно с раннего возраста ребенка быть ему примером, лично уделять особое внимание процессу его развития и обучения, через коммуникацию узнавать о его интересах и увлечениях, в том числе и в виртуальной среде.