Электросамокаты в поиске места, или Зачем нужна продуманная система парковок для СПМ?
Микромобильный транспорт давно перестал быть чем-то новым: электросамокаты прочно вписались в городской ландшафт Минска. Они экономят время и делают передвижение по городу комфортнее. Но когда удобство одних превращается в проблемы для других, возникают вопросы.
Некоторые самокаты бросают в самых неожиданных местах — за домом, на газоне, посреди парковки между машинами или у выхода из магазина. Тротуар, заставленный самокатами, перестает быть удобным для простых пешеходов. А для родителей с колясками, пожилых и маломобильных людей брошенные самокаты превращаются в настоящую полосу препятствий.
Именно поэтому продуманная система парковок для микромобильного транспорта — не просто опция, а необходимость для каждого города. Так электросамокаты становятся не стихийным развлечением, а полноценной частью инфраструктуры мегаполиса, удобной для всех горожан.
Парковка по уму
Существует несколько моделей парковок самокатов. Одна из распространенных — free-float, когда самокат можно оставить где угодно. На первый взгляд это приемлемо: поездку можно завершить, когда заблагорассудится. Но на деле всё не так просто. Система «свободных» парковок часто приводит к хаосу на улицах. Из-за отсутствия единых правил на тротуарах города могут образоваться целые «свалки» самокатов.
Альтернатива free-float — модель парковок, которую используют многие кикшеринги, например Whoosh. Завершить поездку на самокате Whoosh можно только в особых точках — виртуальных парковках, отмеченных в приложении знаком «Р». При этом многие парковки не имеют физических конструкций, но отмечены специальной разметкой на тротуаре.
Сейчас в Минске несколько тысяч парковок для микромобильного транспорта. И их количество будет расти, ведь чем плотнее сетка парковок, тем проще припарковать СПМ корректно и аккуратно. В среднем путь от одной парковки Whoosh до другой занимает всего две-три минуты ходьбы. Благодаря этому самокаты становятся частью повседневной городской жизни, а парковки превращаются в аналог остановок общественного транспорта.
Парковочный трафик
Парковки Whoosh в Минске — это не просто случайные точки на карте. Они расположены там, где действительно востребованы. Согласно статистике, самые популярные парковки находятся около метро. В топе — метро Каменная Горка, метро Уручье, метро Петровщина и метро Михалово.
Каменная Горка и Уручье — две конечные станции, которые каждый день принимают десятки тысяч пассажиров. Здесь самокаты помогают быстро добраться до дома, офиса или торгового центра без необходимости ждать автобус, троллейбус или такси. Еще два востребованных узла — Петровщина и Михалово. Эти районы активно застраиваются: тут появляются новые жилые комплексы и торговые площадки.
В загруженных локациях особенно важно, чтобы самокат не блокировал движение и не перекрывал тротуар. Именно поэтому парковки располагают в специальных «карманах» или на широких участках тротуаров, где они не создают преград для пешеходов и автомобилистов. При этом для безопасности парковочные зоны устанавливают как минимум в 2 метрах от проезжей части.
Чему нас учит Париж?
В 2023 году в Париже запретили прокат электросамокатов. Причина была простой: хаос и отсутствие диалога. Парижские кикшеринг-сервисы работали по системе free-float — самокаты можно было оставлять где угодно. Совсем как частные устройства. В теории это давало пользователям свободу, а на практике привело к проблемам. Самокаты лежали на тротуарах, преграждали входы в магазины, появлялись на автобусных остановках и даже на проезжей части. При этом на недовольство парижан и замечания городских властей кикшеринги не реагировали. Без присмотра и должного обслуживания удобный городской транспорт стал раздражающим фактором — в таких условиях единственным выходом оказался полный запрет кикшерингов.
Минск идет по другому пути. Городские власти и кикшеринги совместно проводят обучающие мероприятия, например, бесплатную Школу вождения. Кроме того, сервисы вводят специальные “медленные зоны”, где скорость шеринговых самокатов ограничена до 10-15 км/ч, и зоны, где их движение полностью запрещено.
Еще одно отличие от Парижа — за порядком на парковках и на улицах Минска круглосуточно следит команда ребалансеров Whoosh. Команда оперативно перемещает самокаты в локации, где они востребованы, и обеспечивает порядок на парковках. Таким образом, городские пешеходные улицы не оказываются заваленными неиспользуемой техникой.
Сейчас ведется активное обсуждение изменений ПДД средств персональной мобильности. Предполагается, что в новых ПДД требования к парковке микромобильного транспорта будут закреплены уже на законодательном уровне. Оставлять самокаты там, где они мешают пешеходам, например, посреди тротуара или около подъезда, будет запрещено.
Самокаты и город на общем пути
В Минске создана комфортная инфраструктура для водителей микромобильного транспорта. Велодорожки проходят по всем основным магистральным направлениям, а новые дороги и тротуары проектируются уже с выделенными полосами для СПМ. При этом для удобства минчан инфраструктуру еще предстоить обогатить парковками.
Самокаты — это комфортный и экологичный транспорт. Но для того, чтобы они оставались полезной частью города, важны четкие правила. Международный опыт демонстрирует, что продуманная сеть парковок — это не просто удобство, а необходимость. Без организованных парковок самокаты теряют свою главную ценность — удобство для горожан.