Фильм «Король Артур»: история прозревшего борца за ценности «цивилизованного» мира

16 марта 2022, в 17:43. Автор: Джон Корнев

Что мы можем сказать о древнем Риме? Центр цивилизации, просветитель Европы, оплот культуры и тому подобное. Безусловно, достижения римлян в науке, строительстве, искусстве и других сферах жизнедеятельности заслуживают уважения и восхищения. Однако, есть одно «Но». Например, фашисты тоже считали, что, раз Германия дала миру Вагнера и Штрауса, то все остальные народы должны преклоняться перед ними (фашистами) и, соответственно, радоваться тому, что стали частью «Великого Рейха». А тех, кто не желает этого делать, они могут давить танками, сжигать в сараях и крематориях, ставить над ними медицинские эксперименты и так далее, поскольку это «дикари», не признающие цивилизованность и потому угрожающие ей. Американская идея свободы, на основе которой люди объединились в стремлении избавиться от колониального гнёта Великобритании и которая позже легла в основу создания США, тоже достойна почтения. Но то, кем и как она эксплуатируется сегодня, говоря сверхмягко, вызывает множество вопросов. Последствия американского «освобождения» прекрасно видны в Афганистане, Ливии, Ираке и других странах…

У фильма имеется предыстория, согласно которой легендарный король Артур жил несколько раньше, чем гласит общепринятое мнение - а именно во времена Римской империи. Отец нашего героя был римским полководцем, а мать – представительница местного британского населения.

Будущий король, носящий имя Арториус, являлся командиром сарматской конницы. Сарматы, опять же исходя из предыстории, в результате расширения Римской империи были разбиты в одном из сражений. Но римляне, восхищенные их стойкостью и мужеством, предложили им поступить на службу в римские легионы. Сарматы, выбирая между смертью и воинской повинностью, приняли предложение, согласно которому все мальчики, достигшие определённого возраста, должны были отслужить в римской армии 15 лет.

Но картина не рассказывает об их славных подвигах во время службы «на дальнем рубеже империи», где они, как сказали бы в наши дни, продвигали и защищали идеалы свободы и демократии. Речь пойдёт о том, как Артур постепенно осознавал масштаб «лохотрона», в котором он усердно участвовал всю свою жизнь, наивно полагая, что бьётся за правое дело.

Рим – это порядок, прогресс, цивилизация. Лучшие умы человечества собрались в этом священном месте, чтобы нести людям свободу… Или нет?

Итак, основные действия фильма начинаются с бравирующего выезда главных героев на опушку леса. Геройское восседание в сёдлах и лихие взгляды персонажей сразу дают понять зрителю, что перед ним люди бывалые, повидавшие «всякое». Артур и сарматские конники выехали навстречу епископу Германиусу, который вез им вольные грамоты, что означало конец их пятнадцатилетней службе. Из сарматов до этого момента дожили два громилы - Дагонет и Борс; интеллигент Галахад; Ланцелот, являющийся, своего рода, правой рукой Артура; косящий то ли под самурая, то ли под монгола Тристан и какой-то не определившийся по жизни товарищ по имени Гавейн.

Естественно, не обошлось без героического сражения, поскольку за движением кортежа Германиуса из глубины находящегося неподалеку дремучего леса наблюдали «злобные» и, конечно же, «дикие» пикты. Артур и его дружина, собственно, все эти годы с ними и сражались, потому что они не желали оцивилизовываться по римскому образцу сами и не давали делать это в отношении других.

Ничего необычного - типичный пикт в засаде

Победив «дикарей», герои сопроводили епископа до своей «базы», находящейся за стеной Адриана, и по дороге уже радостно строили планы своей жизни «на гражданке». В процессе рассуждений между одним из рыцарей по имени Ланцелот и Артуром произошёл любопытный диалог примерно следующего содержания:

- Ну, а ты, Артур, отправишься в свой любимый Рим?
- Конечно, я очарован Римом.
- Рим – это сборище дурней.

После такого ядовитого комментария Артур лишь со снисходительной улыбкой посмотрел на своего собеседника. Здесь также нужно отметить, что он был христианином, а его подопечные предпочли остаться язычниками. Посыл сцены такой: мол, что с тебя, полудикого человека, взять? «Истинного» Бога ты не принимаешь, о Риме – светоче всего самого прекрасного, что может быть на свете - ничего не знаешь, поэтому и говоришь глупости. В этой связи, являясь не только суровым начальником, но и заботливым товарищем (в данном случае это не сарказм), Артур «просветил» собеседника, объяснив ему, чем же так хорош Рим.

Германиус "заливает" о том, как Рим ценит своих героев

Однако, как говорится, недолго музыка играла. Пока сарматы пили вино, пели песни и всячески веселились, предвкушая обретение долгожданной свободы, у Артура с Германиусом состоялся разговор, в ходе которого последний сообщил «радостную» весть. «Рим дал последнее поручение», - заявил епископ и поведал подробности. А подробности таковы, что нашим героям предстоит отправиться далеко за стену Адриана на север британского острова – в земли, которые кишат пиктами. Цель вылазки – спасти семью обосновавшегося там римского дельца от продвигающегося с северной части острова войска саксов, которые разрушают всё на своём пути и убивают всех без разбора. А точнее – привезти его сына Алекто, который является любимым учеником Римского Папы и очень важен для церкви.

Вопрос о том, каким образом одно небольшое римское поселение смогло существовать в британской «глуши», окруженное со всех сторон «кровожадными» пиктами, оставим «за кадром».

Подобный поворот событий явился первым ударом по вере Артура в величие Рима, в частности в то, что он, помимо прочего, является олицетворением благородства и чести. Отправить фактически на смерть людей, которые добросовестно 15 лет отстаивали твои интересы, да ещё в тот день, в который по договору они уже являются свободными от всех взятых на себя обязательств – это так «цивилизованно».

Кроме того, епископ сообщил, что дальнейшая судьба Британии Рим больше не интересует и римские легионы покидают этот край. Короче говоря, воевали-воевали, столько людей положили – и всё «коту под хвост».

Но, как говорится, приказ – есть приказ и, поскандалив друг с другом, герои отправились собираться в дорогу. Разумеется, далеко они не уехали – уже в первом же дремучем лесу их «прижучили» пикты. Но вожак «дикарей» Мерлин давно понял, кто такой Артур и чем он живет. Несмотря на непримиримую позицию по отношению к британцам, он не был мясником и всегда бился с ними честно, не забывая во время сражений о милосердии и других аспектах порядочности. Этот момент был отмечен в первой же схватке при нападении на кортеж Германиуса. Поэтому, протрубив в дудку, Мерлин отозвал своих воинов, не позволив им никого убить.

Человеку присуще желание жить вольно, у себя на Родине

Следующим потрясением для Артура стало увиденное им по прибытии в то самое римское поселение, которое по сути представляло собой его обожаемый Рим, только в виде уменьшенной копии. Во-первых, его встретили местные жители, находящиеся в рабстве. Они корячились на продовольственных плантациях, но сами при этом «готовы задницей траву щипать», чтобы не умереть с голода. Они поведали, что большую часть урожая римский наместник забирает себе, а старосту их деревни, за просьбу оставлять больше еды невольникам, высек розгами и подвесил к триноге. Во-вторых, под стеной, окружающей поместье, был обнаружен замурованный вход в подземелье, в котором герои нашли мумифицированные останки замученных рабов и мычащего молитвы христианского монаха, который заявил, что «так захотел Бог». «Я намеревался умереть вмести с ними, чтобы наставить их на путь истины. Господь повелел приносить в жертву грешников – только так их души спасутся», - объяснил он творящееся вокруг.

На требование Артура, римским идеалам которого увиденное никак не соответствовало, объяснить происходящее в поселении, наместник заявил – мол, что за глупые вопросы: «Ты же римлянин, такой же как я. Поэтому ты и сам должен всё понимать – они должны умереть в назидание другим, потому что они отказались выполнить то, что повелел им сделать Бог». Таким образом, представители «цивилизованного» мира опустили людей до скотского состояния, убедив их в том, что это нужно ради их светлого будущего, а тех, кто не повёлся на уловку и отказался принять «волю Бога» – в кандалы и в клетку.

Охренев от увиденного и услышанного, но собрав «до кучи» семью наместника (который не очень-то хотел покидать злачное место и плевать он хотел, что из-за его упрямства сарматы не смогут вернуться домой), его помощников и местных жителей, Артур отправился в обратный путь. Читатель, возможно, спросит: зачем забирать с собой последних, ведь задача стояла привезти только римлян? Этим зрителю еще раз показали благородство героя, который прекрасно понимал, что измученные невольники существенно снизят скорость движения группы, но не бросил их даже с учётом того, что уже был хорошо слышен бой барабанов приближающегося противника.

По дороге у Артура состоялся диалог с одной из выживших в подземелье пленниц по имени Гвиневра. В результате чего он взглянул на ситуацию глазами противника и стал понимать его истинные мотивы борьбы с Римом. Последующая встреча с Мерлином ещё больше изменила его видение этого противостояния. По логике, в своей «дикарской» ненависти к империи он должен был объединиться с «братьями по разуму» саксами, но вместо этого предводитель пиктов предложил Артуру союз против них, тем самым ещё раз показав, что его народ не приемлет любых захватчиков на своей земле.

Гвиневра и Мерлин

Рим, который ты знаешь, существует лишь в твоих мечтах

Последний гвоздь в крышку гроба веры нашего героя в «цивилизованный» Рим забил Алекто после устроенного его папашей мятежа, в результате которого он был убит. Дело в том, что Артур тоже в раннем возрасте потерял отца и в его воспитании существенную роль сыграл священник Пелагий, который в значительной степени и оказал влияние на формирование личности героя. Именно он, выражаясь фигурально, олицетворял собой Рим в глазах Артура на ряду с его отцом, а также Германиусом, который был очень близким другом последнего.

Алекто не особо расстроился из-за смерти своего родителя. Он объяснил это тем, что тот «сбился с пути», указывая на его религиозные махинации, посредством которых он контролировал невольников и наживался за счёт их эксплуатации. Артур подметил, что путь наместника был далёк от пути церкви, на что Алекто возразил: «Но не от Рима! Рим верит во всё то же, во что верил отец». В ответ это Артур привел в пример Пелагия, который тоже римлянин и который учит, что все люди равны и никто ни при каких обстоятельствах не может быть рабом. Тогда Алекто сообщил ему, что Пелагий уже никого ничему не учит: «Год назад его убили. Германиус отлучил его от церкви и казнил, потому что Пелагий обличал всю эту братию»…

Будущая королева "обрабатывает" будущего короля

Добравшись до стены Адриана, наш герой не долго думал о том, что ему делать дальше. Рим, которым он был так восхищен, уже не манил его к себе. В какой-то степени, он осознал это, глядя на мерзкую рожу Германиуса, но решающую роль в этом сыграла Гвиневра. Она быстро «привела его в чувства», когда он, морально опустошённый, сидел возле могилы своего отца. «Мы столько лет сражались за Рим, которого не существует», - с горечью проговорил Артур. На что его собеседница ответила – мол, давай, ты не будешь скулить про гибель мечты: Рим мертв, но бился ты не зря. «Эти края, эта земля – твоя Родина. Это - последний оплот свободы и всего, чем дорожишь», - сказала она. Дескать, вот тебе страна и её народ – воплощай здесь свою мечту. А чтобы у него не осталось даже намёка на сомнение в верности данного утверждения, поздним вечером она заглянула к нему в опочивальню.

Рим бросил тебя, за что ты бьёшься?

Естественно, главным препятствием на пути к мечте были саксы, войско которых уже расположилось недалеко от стены. Оценив силы противника, Артур понял, что резня будет грандиозной. Но и вожак саксов за время «путешествия» по Британии уже был хорошо осведомлён о своём сопернике и впечатлён его славой. «Куда ни ступи на этом острове – везде твоё имя. Его произносят чуть ли не шёпотом, как будто ты – Бог», - так он описал своё удивление при разговоре с героем с глазу на глаз накануне сражения. При этом, надо отметить сцену эпического выезда Артура к нему на встречу, когда он показался в задымлённых воротах.

Сразу видно - серьёзный типок. С таким лучше не связываться

Степень геройства в его облике зашкаливала и любой другой в данных обстоятельствах сразу же отступил бы. Но только не вождь саксов, который являлся воплощением прямой противоположности нашего героя. Уровень его «зловещести» был настолько высок, что лошадь Артура изнемогала от ужаса во время их диалога.

Вожак саксов. Всё как положено: суровый взгляд, лохматость и топор в руках

«Я бьюсь за то, что находится вне понимания как твоего, так и римлян», - ответил Артур на вопрос сакса. Этими словами наш герой подводит к тому, что «цивилизованные» римляне ничуть не лучше кровожадных саксов. Хоть последние и являются по сути зверьми, но они, по крайней мере, не прячут свои истинные бесчеловечные устремления под маской добродетеля, в отличие от Рима, который грабёж и порабощение народов прикрывает громкими лозунгами про заботу о всеобщем благе через приобщение к высокоразвитой культуре и прогрессивным ценностям.

Как проходил и чем закончился "мордобой", читатель может посмотреть и сам. Все герои нашли на поле боя достойных противников и наблюдать за баталиями было достаточно интересно. Разумеется, особое место занимает схватка двух главных противоположностей - Артура и вожака саксов. И, конечно же, победили "наши". Кстати, режиссёрская версия фильма будет предпочтительнее обычной, поскольку последняя несёт в себе заметную сюжетную скомканность.

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.