Обзор игры «Expeditions: Rome» — Вперед! К величию!
21 января 2022 года увидело свет новое творение датско-турецкой студии «Logic Artists» — игра «Expeditions: Rome», представляющая собой третью (и, скорее всего, последнюю) часть серии «Expeditions». И если в первой игре серии (Expeditions: Conquistador) мы примеряли на себя роль испанского конкистадора, с трудом выживающего в Центральной Америке начала XVI века, а во второй игре серии мы примеряем на себя бремя правителя крошечной прибрежной деревушки, с трудом выживающего, но уже в Дании конца VIII века, то третья игра переносит нас в суровые реалии Древнего Рима, в котором нашему герою предстоит не только выживать, но также заниматься интригами, политикой, войной.
Конечно, сюжет игры достаточно прост и по-своему банален. Но, всё же, и заснуть от скуки нам не придётся. Во всяком случае мотивация для этого в игре присутствует.
К слову, пару строк о самом сюжете. Локация — старый добрый Рим. Ситуация — типичная для того периода грызня между двумя знатными римскими семьями. Внезапно умирает глава одной из участвующих в конфликте семей.
Нашего персонажа любящая мать, как говорится «во избежание», сплавляет подальше из Рима, не без оснований опасаясь за здоровье любимого чада.
Сама история начинается на корабле, несущем нашего героя на остров Лесбос. На этом чудесном острове находится давний друг семьи, который (какая неожиданность) при этом является и весьма высокопоставленным римским чиновником, ответственным за умиротворение неспокойных греческих провинций. Однако по пути на корабль нападают морские разбойники, и тут-то и выясняется, что протагонист (он или она — при создании персонажа можно будет выбрать его пол) не только «мамкин пирожок» но еще и неплохо умеет в войнушку.
А дальше всё по накатанной — интриги, войны, расследования завоевания, в ходе которых мы так или иначе захватим приобщим к цивилизации: Грецию, Галлию, Северную Африку. И как закономерный итог — слава легендарного полководца, а также возможность определить судьбу не только своего легиона, но и самого Рима.
Ключевым аспектом в Expeditions: Rome является тактическая часть. Поэтому, если вы уже знакомы с прочими играми серии, или же просто ранее сталкивались с пошаговыми тактиками, то и освоить боёвку в ER будет не особо сложно. Ведь многое здесь довольно типично: передача хода от одной стороны к другой, наборы способностей (как активных, так и пассивных), и так далее. Да и сама карта разделена на банальнейшие гексы. Правда при этом всё исполнено на достаточно хорошем уровне, особенно при сравнении с прошлыми играми серии. В кои-то веки на полях сражений мы сможем увидеть как интерактивные предметы, так и вертикальный ландшафт. Соответственно, теперь кроме увлекательного рубилова «стенка на стенку» наши войска смогут заняться и более серьезными манёврами.
Впрочем, прежде вознестись на вершину Римского общества, потребуется сделать ряд шагов. И первым шагом на этом пути станет … создание игрового персонажа.
Создай своего героя сам!
Создание персонажа происходит за несколько этапов:
Этап I: внешность.
Нам будут доступны следующие опции: выбор имени, родового имени, прозвища, варианта портрета, лица, оттенка кожи, роста, выбор типа и цвета волос. Вариаций, конечно, немного, но выйти в индивидуальность вполне можно.
Этап II: Манера речи.
Всего вариантов три — Этос, Пафос, Логос. Но, выбрать можно только один из них.
- Выбирая Этос, вы будете взывать к разуму собеседника, и при этом активно использовать свой авторитет.
- Выбрав Логос, вы будете опираться на логичные аргументы и рассуждения.
- Выбрав Пафос, вы будете воздействовать на эмоции собеседника.
Важно: во время прохождения кампании у вас будет возможность обучиться еще одному риторическому приёму.
Этап III: След в истории.
Здесь можно выбрать сложность игры, а также включить/
выключить такие опции как количество сохранений (одно или много) и гибель персонажей в бою.
Этап IV: Класс персонажа.
После прохождения обучающей миссии (бой с пиратами) дополнительно открывается возможность выбрать класс и специализацию (стартовый навык) персонажа.
На выбор имеется четыре класса: Триарий, Сагиттарий (Стрелок), Принцепс, Велит. У каждого класса есть по три подкласса, открывающие доступ к дополнительным навыкам и пассивным умениям.
- Триарий: класс поддержки (вооружён копьём), способный лечить и усиливать союзников. Подклассы: врач, знаменосец, разрушитель.
- Сагиттарий: боец дистанционного боя, вооружён луком. Подклассы: стрелок, охотник, снайпер.
- Принцепс: тяжёлый пехотинец со щитом. Подклассы: защитник, авангард, ветеран.
- Велит: легкий пехотинец, с хорошей подвижностью и скоростью. Подклассы: ассасин, дуэлянт, боец.
Начало карьеры
Сразу после создания персонажа мы попадаем, как говорится «с корабля на бал».
Как уже упомянуто выше — ввиду неудачно сложившихся обстоятельств, наш главнюк, под прикрытием темноты, на ближайшей попутке галере, в темпе драпает из славного града Рима. Притом не один. Вместе с ним родной столице радостно помахала ручкой достаточно пестрая компания, в которую входят: наставник нашего юного патриция, раб-философ Синероса, гладиатор Табат, центурион Цезо Квинкций и еще юный и полный сил Гай Юлий Цезарь, у которого имелись небольшие, но серьезно вредящие здоровью терки с паханом римской братвы диктатором Луцием К. Суллой. Далее, после пары вступительных задач в стиле «познакомься с соседями» мы вступаем в свой первый бой, и как опять же упоминалось выше — показываем себя молодцом (ну или молодицей, если выбран женский персонаж).
После чего, прибыв на место, наш герой узнает, что вместо тихой и спокойной должности «тылового» трибуна под крышей покровительством старого друга семьи Луция Лициния нам (с подачи этого «старого друга») предстоит возглавить группу шахидов особый диверсионно-разведывательный отряд легиона. Во главе которого нам и предстоит провернуть дерзкую операцию по уничтожению флота мятежного Лесбоса, восставшего против Рима и присоединившегося к армии Митридата Понтийского*.
- Третья Митридатова война (74/73—63 годы до н. э.) между Римской Республикой и Понтийским царством.
После успешной диверсии Лукулл осуществляет переброску войск через горный перевал, для решающей битвы за главный город острова (Митилену).
Однако передовой отряд попадает в засаду, в которой едва не погибает командующий отрядом (легат Марк Минуций Терм). Штурм-группа нашего героя прорывает окружение и спасает Терма, ввиду чего звание легата плавно переходит в новые руки (наши). Таким образом всего за несколько часов игры, мы из командира небольшого разведывательного подразделения дорастаем до командира целого легиона (Legio Victrix) численностью в несколько тысяч человек.
Вместе с легионом мы получаем как удобную операционную базу, так и большую головную боль. Ибо наш форпост придется улучшать, укреплять, возводить в нём новые постройки, которые также потребуется улучшать. А для всего это потребуются ресурсы, которые в свою очередь нужно будет добывать, захватывая различные вспомогательные точки (фермы, лесопилки, рудники). Кроме того, став командиром легиона, мы получим новую опцию — вербовку своих заместителей (центурионов), которые будут командовать легионом в бою и управлять базой в наше отсутствие.
Центурионы.
Интересные ребята, ваши помощники в деле управление легионом. Крепкий тыл своего отца-командира (если, конечно, их правильно подобрать). Все они отличаются друг от друга классами, специализацией и особыми чертами. По сути, все эти параметры — это специальные модификаторы, которые могут положительно (или отрицательно) повлиять как на ход сражения, так и на производительность вашей базы.
Карта мира
Стратегическая карта Expeditions: Rome во многом напоминает таковую из Rome: Total War, но визуально несколько интереснее. К тому же свой шарм добавляют случайные события (в виде текстовых квестов с непредсказуемым исходом), периодически происходящие при передвижении отряда по глобальной карте. Эти события могут принести как бонусы (новые навыки, различные припасы и т.д.), так и негативные эффекты (ранения, утрату припасов и прочее).
Кроме этого, масштабной новинкой стало управление легионом. Если в прошлых «сериях» Expeditions вы выходили на карту мира лишь затем, чтобы переместиться к другой локации, то теперь карта мира стала вашим помощников при планировании глобальных операций.
Между прочим, довольно спорная новинка. С одной стороны — в чем-то данный режим интересен и увлекателен, с другой — утомительно однообразен и отнимает много времени.
Ну и в отличие от упомянутого Rome: Total War, полномасштабно развернутся не дадут сами разработчики (путем различных игровых ограничений). Поэтому очень часто ваш легион будет просто бездельничать, ибо соседние секторы окажутся сюжетно заблокированы
Битвы.
Битвы в игре есть двух типов.
1-й тип: стратегические сражения легиона.
2-й тип: групповые (партийные) тактические сражения.
Первый тип сражений донельзя скучный и блеклый.
Бои этого формата проходят автоматически и делятся на несколько этапов. При этом успех в сражении зависит от множества различных факторов, в которые входит общее состояние боевого духа легиона, опыт армии, её численность, умения и навыки центуриона. Его, кстати, вы можете выбрать, перед боем самостоятельно (из числа имеющихся). Также нужно иметь в виду, что в бою центурион может погибнуть, или просто не выполнить ваш приказ.
Но, в целом, глобальные битвы — это одно большое разочарование. Вместо марширующих колонн пехоты, скачущих кавалерийских отрядов и мерной поступи боевых слонов мы наблюдаем схематическое сражение между 2 отрядами пиктограмм. При этом их нельзя расставить относительно друг друга, и они не демонстрируют актуальную численность или манёвры войск. По сути, во время боя, за войсками мы можем только наблюдать. Всё наше влияние на бой ограничивается 4 выборами соответствующей Тактики (из нескольких предложенных вариантов) и просмотром итоговой послебоевой статистики. В общем, участие в битве не ощущается в принципе.
Второй тип сражения куда как интереснее.
В отличие от глобальных, пиктограммных баталий на «карте мира», групповые сражения в игре разворачиваются на привычном, гексагональном поле. Различные очки действий, параметры защиты и здоровья, разнообразные негативные эффекты, — здесь всё довольно стандартно. Правда и без уникальных механик, характерных исключительно серии «Expeditions».
Игровая механика, особенности и атмосфера
Среди особенностей игромеха E.: Rome в первую очередь хотелось бы отметить боевую механику.
К примеру, оружие дальнего боя (луки, дротики) практически никогда не наносят урона закрывшемуся щитом юниту. А нанесение силового удара непосредственно по щиту лишь обнулит его наличие, при этом не затронув шкалу здоровья юнита, если это не предусмотрено наносящей урон способностью.
Также в игре есть интересная механика восстановления очков действий. Т.е., при добивании врага, помеченного как «нетренированный», боец получает возможность использовать еще один навык, который он не успел применять во время своего хода. Также некоторые из навыков (как правило, самые мощные) имеют лимит по количеству применений в бою.
В плане применения очков действий (ОД) здесь практически полная свобода. Т.е., расходовать ОД можно в любом удобном порядке. Например, приблизится к противнику, нанести удар и отступить, используя остаток ОД. Также важно и то, что на использование расходников очки действий не расходуются. Удобно, особенно когда хочешь добить врага, метнув в него пилум. Или планируешь наложить на рану пострадавшего компаньона повязку.
В целом же в игре достаточно много интересных боевых механик, дающих вам большой простор для маневров. Поэтому даже если вы не являетесь фанатом жанра, то все равно стоит попробовать поиграть, хотя бы ради тактических сражений.
Впрочем, боёвкой всё не ограничивается. Атмосфера, антураж, визуал — тоже находятся на достаточно высоком уровне. Встречаются интересные побочные приключения, попадаются забавные и местами занятные диалоги, которые к тому же понемногу раскрывают характеры ваших сопартийцев-преторианцев. Присутствует даже некоторая историческая достоверность. Во всяком случае … насколько, насколько это в принципе возможно в контексте TRPG с неизвестной переменной в лице самого игрока.
Не стоит забывать и о том, что кроме военного дела, вам придется заниматься торговлей, поиском ресурсов, дипломатией, мародерством и даже работорговлей. Благо в населенных пунктах и форпостах имеются торговцы, с которыми вы всегда сможете обменятся ключевыми ресурсами (их четыре): динарии, рабы, продовольствие и лекарства. Любопытно и то, что ситуация на рынках динамическая и периодически изменяется. Также на рыках в любой момент может возникнуть дефицит/переизбыток того или иного ресурса, а это в свою очередь существенно влияет на прибыльность сделок.
Подводя итоги, хочу высказать следующее мнение — несмотря на кажущуюся простоту, Expeditions: Rome — это довольно специфическая и сложная в освоении игра, с большим количеством различных нюансов. Что кстати не делает её плохой. К тому же прогресс по сравнению с предыдущими играми серии виден невооруженным взглядом. E.: Rome масштабнее, атмосфернее, красивее, технологичнее. Шедевром её назвать сложно. Но крепким середнячком, с которым стоит познакомится каждому ценителю жанра — игра, несомненно, является.
Материал подготовил: Милосердный Странник
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.