Испанский сериал «Бумажный дом» об ограблении века и социальной справедливости: в чём секрет популярности?
Один из наиболее полюбившихся зрителям всего мира сериалов Netflix - это испанский фильм «Бумажный дом» (исп. La casa de papel), в пяти сезонах из 48 серии разной продолжительности, рассказывающий про замысел и исполнение двух дерзких и грандиозных ограблений в новейшей европейской истории.
Первоначально мини-сериал «Бумажный дом» по сценарию Алекса Пина вышел на испанском канале «Antena 3» в 2017 году, затем права на него приобрела компания Netfliх и демонстрировала на протяжении четырёх лет, показ последнего, пятого сезона завершился в декабре 2021 года. В 2018 году, после показа двух первых сезонов, «Бумажный дом» стал самым популярным неанглоязычным сериалом и одним из самых просматриваемых сериалов Netflix, особую любовь приобрёл у жителей Средиземноморья, Европы и Латинской Америки.
Фильм получил несколько наград, в числе которых международная премия «Эмми» за лучший драматический сериал, и был отмечен критиками за сложность сюжета, драматичность, режиссуру и внедрение инноваций на испанском телевидении.
По сюжету, стремительно развивающемуся с первых серий, организованная преступная группировка совершает тщательно продуманное заранее ограбление Королевского монетного двора Испании, а в продолжении сериала - второе ограбление Национального банка. Повествование во время фильма ведётся от имени одной из неоднозначных и противоречивых героинь Силены Оливейра, или Токио, которую сыграла испанская актриса и модель Урсула Корберо.
Руководит этой шайкой авантюристов интеллектуал и «мозг операции» Профессор (актёр Альваро Морте), а входят в неё яркие и харизматичные герои, называющие себя вместо имён названиями столиц - Токио, Берлин (Педро Алонсо), Москва, Рио, Найроби, Денвер, Хельсинки и Осло. С течением времени к ним присоединяются и другие герои, также именующие себя городами – Стокгольм, Лиссабон, Манила, Богота, Палермо. Одной из «фишек» сериала стали узнаваемые костюмы героев – красные комбинезоны и карнавальные маски с лицом Сальвадора Дали.
Сериал по своему сюжету напомнил мне «Одиннадцать друзей Оушена» и другой многосерийный фильм «Побег», однако по накалу страстей и непредсказуемым поворотам сценария он больше похож на полюбившийся многим зрителям «Во все тяжкие».
В результате человеческого фактора - а грабители тоже люди с сердцем и характером, - идеальный, предусматривающий всё до мельчайших подробностей план разрушается на наших глазах и развитие сюжета идёт по-новому!
Симпатии зрителей, как и народа на улицах Мадрида, однозначно находятся на стороне грабителей. И не только благодаря удачному выбору актёров и романтичному сюжету. Сама идея ограбления подана в фильме как справедливая, ведь герои фильма не отнимают деньги у других, они их просто печатают - почему бы и нет, ведь то же самое постоянно делают банки и правительства? А пострадать при ограблении, по замыслу организаторов, никто не был должен: ни заложники, ни кто-либо ещё. И деньгами потом можно поделиться, например, с заложниками, помогающими преступникам в процессе печати денег, или разбросать миллионы купюр с дирижабля на улицы Мадрида.
Поэтому грабители с полным правом называют себя Сопротивлением. Кстати пришлась в фильме народная итальянская песня "Белла чао" (итал. Bella Ciao) - "Прощай, красавица", ставшая лейтмотивом сериала. Песня известна как гимн итальянских партизан, принадлежащих к антифашистскому движению Сопротивления во время Второй Мировой войны. В «Белла чао» поётся о том, как герой уходит в партизаны и готовится к смерти в бою. После войны и молодёжных фестивалей песня стала популярной в среде студенческих левых коммунистических движений, её исполняли многие известные певцы, а летом 2018 года она вновь зазвучала благодаря «Бумажному дому».
Выход «Бумажного дома» совпал с протестными настроениями сразу в нескольких странах. В 2019 году Bella ciao пели на улицах Ирака во время акций против правительства, на митинге против заместителя премьер-министра Италии Маттео Сальвини, и даже в лодке с беженцами, причалившей к берегам Испании. В том же году протестующие из Пуэрто-Рико вышли на улицы в красных комбинезонах и масках. Образы грабителей из «Бумажного дома» оказались настолько яркими, что стали лицом протестов по всему миру.
В продолжении сериала – третьем и последующих сезонах, герои спустя два года приступают ко второму сумасшедшему ограблению и в конце концов, ценой многих жертв, похищают золотой запас Национального банка Испании.
В завершающих сериях пятого сезона зрители видят, как полиция вынуждена пойти на сделку с грабителями и принять подмену золотого запаса страны слитками из латуни, покрытых золотым напылением. «Всё равно оно никогда не используется, у этого золота другое предназначение», - говорит Профессор, и мы понимаем, что это правда. Одна лишь угроза похищения или уменьшения золотого запаса страны может сделать её банкротом, обвалив рынки и лишив кредитоспособности.
Есть версии, которые называют «конспирологическими», о том, что принятого на хранение ФРС США золота из резервов других 60 стран на самом деле давно не существует и оно никогда не будет возвращено… Так было ли золото, задаются вопросом зрители, или в сериале нам показали правду?
Мне «Бумажный дом» понравился своей динамичностью, интересным сюжетом и по-своему доброй аутентичностью горе-грабителей. Из недостатков сериала отмечу лишь непоследовательность сюжета, встречающиеся ближе к концу фильма растянутые разговоры героев между собой, введение явно «заказных» тематических персонажей – мужчин нетрадиционной ориентации и женщины-трансгендера, и множество кровавых сцен с перестрелками, не несущих особой смысловой нагрузки. В целом, сериал «Бумажный дом» вполне заслуживает внимания зрителей старше 18 лет, так как ограничение по возрасту присутствует.