location-icon
Фото: Могилевский оркестр народных инструментов, дирижер Денис Черта и Марио Пьетродарки
4 марта 2023, в 10:49. Автор: Елена Воробьёва

Концерт Могилевского оркестра народных инструментов и Марио Пьетродарки, или Большое событие в музыкальной жизни города на Днепре

Мероприятие состоялось 1 марта 2023 года при полном зале зрителей. Концерт создал настоящий фурор в музыкальной среде города, новостных заметок выпущено на сегодняшний день уже немало, но мы поговорим о другом, о чем никто не пишет: расскажем о великолепном оркестре и Леониде Леонидовиче Иванове, имя которого он носит, а также узнаем, кто такой Марио Стефано Пьетродарки и что за инструмент бандонеон. Разберемся со всем по пунктам.

Леонид Иванов

Многие могилевчане, и в их числе я, хорошо помнят Леонида Леонидовича Иванова. Невысокий, худощавого телосложения, быстрый и подвижный, талантливый музыкант и педагог, великолепный дирижер и организованный во всем человек, обладатель многочисленных званий («Почетный гражданин города Могилева», «Народный артист Беларуси», «Заслуженный учитель БССР», «Заслуженный деятель искусств БССР») и самых высоких государственных наград,  лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь, директор Могилевского музыкального училища им.Н.А.Римского-Корсакова, чуть позже – декан педагогического факультета Могилевского филиала Белорусской академии музыки – все это он, наш знаменитый земляк Л.Л.Иванов.

Леонид Иванов

Леонид Леонидович Иванов родился 14 октября 1940 года в Могилеве. В 1959 году закончил Могилевское музыкальное училище им. Н.А.Римского-Корсакова, в 1964 году - Белорусскую государственную консерваторию. Во время учебы работал преподавателем по классу баяна в средней школе №34 г.Минска, там же создал детский оркестр, который в 1963 году стал победителем Республиканского смотра самодеятельности. После окончания консерватории вернулся в Могилев и начал преподавать в Могилевском музыкальном училище им.Н.А.Римского-Корсакова по классам баяна и оркестрового дирижирования, а также руководить студенческим оркестром народных инструментов.  С 1973 по 1998 годы являлся директором музыкального училища, а с 1990 по 2009 год занимал должность декана педагогического факультета – филиала учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» в городе Могилев. С 2005 года Леонид Леонидович  – профессор Белорусской академии музыки.

От себя могу добавить, что Леонид Леонидович сам был чрезвычайно организованным человеком и поддерживал среди преподавателей и студентов училища и консерватории, а также артистов оркестра железную дисциплину. Преподаватели училища рассказывали, что опоздать на работу и встретить при этом директора было совершенно немыслимо – уж куда лучшим вариантом было заблаговременно провалиться под землю.

Помнится, перед каждым концертом музыканты оркестра народных инструментов выдерживали немало многочасовых репетиций, почти до ночи и практически до изнеможения, но результат работы был всегда одинаковым – доставленное истинное наслаждение зрителям – и знатокам музыки, и ее любителям: не было ни единого концерта, где была могла быть хоть малейшая несыгранность оркестра или любая, даже самая маленькая ошибка! Все и всегда в выступлении оркестра под управлением маэстро Л.Л.Иванова должно было быть и было безупречно.

Оркестр народных инструментов

Его история началась в 60-е годы ХХ века. Более 40 лет оркестром руководил Леонид Леонидович Иванов. Кадровой основой оркестра становились студенты и выпускники Могилевского музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова (в настоящее время - Могилевский государственный музыкальный колледж им.Н.А.Римского-Корсакова), а также педагогического факультета Белорусской академии музыки.

После ухода из жизни Л.Л.Иванова в 2009 году, с сентября 2009 года по август 2018 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра народных инструментов им.Л.Л.Иванова был его ученик Николай Михайлович Алданов – декан педагогического факультета Белорусской академии музыки, лауреат Гран-при Республиканского конкурса, член ассоциации профессиональных дирижеров России, лауреат I степени в номинации «Дирижерское искусство» VI Международного конкурса исполнительского и педагогического творчества (г.Санкт-Петербург), профессор, после ухода с поста руководителя Могилевского оркестра народных инструментов им.Л.Л.Иванова - художественный руководитель и дирижёр Русского народного оркестра «Москва» МГИМ им. А.Г.Шнитке.

С августа 2018 года и до настоящего времени художественным руководителем и дирижером Могилевского оркестра народных инструментов им.Л.Л.Иванова является Денис Черта (о нем мы планируем рассказать в отдельном материале).

Главной особенностью оркестра является его потрясающий уровень: с каждым новым выступлением и какой бы сложности репертуар ни исполнялся, оркестр все так же слажен, сыгран и на высоте!  У оркестра огромный репертуар, ему подвластно все – произведения Вивальди и «Полет шмеля», Пьяццолла и Малер – уровень профессионализма музыкантов позволяет освоить любые партитуры, у коллектива абсолютно нет границ! Во время прослушивания ловишь себя на мысли, что для исполнения симфонического произведения совершенно необязателен симфонический оркестр: с исполнением великих произведений замечательно справятся народные инструменты - домры, балалайки и цимбалы.

Марио Пьетродарки

1 марта 2023 года при полном зале зрителей состоялся концерт солиста-бандонеониста, итальянского музыканта Марио Стефано Пьетродарки в сопровождении оркестра народных инструментов им.Л.Л.Иванова. В программе звучали произведение Н.Рота «Посвящение Федерико Феллини», а также изумительные танго Астора Пьяццолла «Oblivion», «Adios Nonino», «Soledad», «Возвращаюсь на юг», «Le grand tango», давно мной любимое «Libertango» и другие произведения.

С первой ноты поражал чрезвычайно слаженный тандем солиста, дирижера и оркестра. Марио был непредсказуем: при выступлении кроме бандонеона музыкант виртуозно использовал инструменты голоса, мимики, дыхания и даже ногу, а в определенный момент настолько впечатлился трогательным отношением могилевской публики, что решил обратиться к зрителям сначала на английском, а затем и на своем родном, итальянском языке. Ближе к концу выступления Пьетродарки сменил бандонеон на горячо нами любимый русский баян.

Что касается меня, то с каждым произведением Пьяццоллы я ждала исполнения своего любимого «Libertango» - и дождалась! Но каково же было мое счастье, когда вдруг ушедший было со сцены Пьетродарки вернулся, чтобы повторить это произведение с оркестром на бис! Похоже, что счастлива была не только я, а и весь поднявшийся в почтении к музыкантам зал.

Хотелось бы немного рассказать о создавшем истинный фурор в музыкальной жизни Могилева бандонеонисте Марио Стефано Пьетродарки. Марио Стефано Пьетродарки родился 26 декабря 1980 года в небольшом итальянском городке Атесса на побережье Адриатического моря. По выходным дням Марио посещал своих бабушку и дедушку, и однажды, совершенно случайно, увидел в кладовке аккордеон и тут же загорелся желанием играть на нем.

С девяти лет Марио начал обучаться игре на аккордеоне. У него обнаружился абсолютный слух и необычайная способность быстро усваивать приемы игры на инструменте и учить музыкальные произведения. Позже Марио стал осваивать и бандонеон.

Марио с отличием окончил Национальную Итальянскую Академию Санта-Чечилия в Риме. Во время обучения в академии музыкант брал уроки и мастер-классы у таких профессионалов, как в J.Mornet, AL Castano, C.Rossi, Ю.Шишкин и M.Pitocco, осваивая не только игру на аккордеоне и бандонеоне, но и на баяне.

Марио участвовал как в национальных, так и в международных конкурсах молодых музыкантов и часто одерживал победы. Вскоре за ним закрепилось почётное звание музыканта-виртуоза.

После окончания академии Марио Пьетродарки тесно сотрудничает с Римской оперой, а также выступает по всему миру в сопровождении самых известных оркестров. Свою эмоциональность на сцене музыкант объясняет попыткой донести до слушателя собственные переживания, эмоцию каждого музыкального отрывка и каждой ноты.

Бандонеон

Бандонеон

Бандонеон — язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник. Сконструирован в 1840 году Генрихом Бандом из Креффельда. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях Германии.

Особенность инструмента в том, что он - бисонорный инструмент (на одной клавише звучат разные ноты при нажатии и вытягивании). Чуть реже встречаются бандонеоны с моно- или унисонорными язычками. Унисонорные системы разработаны Эрнстом Куссеровым и Чарльзом Пегури. Обе введены приблизительно в 1925 году.

Бандонеон не слишком прижился в Германии. Согласно одной из версий появления бандонеона в Аргентине, инструмент как будто был завезён в Буэнос-Айрес каким-то немецким моряком или бродягой, и там он прекрасно вписался в молодую и дерзкую культуру трущоб эмигрантских кварталов. Как говорил А.Пьяццолла: «Бандонеон был изобретён для церковных служб в Германии, но очень быстро освоился в публичных домах Буэнос-Айреса».

Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Большой вклад в популяризацию бандонеона внес аргентинский музыкант и композитор Астор Пьяццолла: благодаря его композиторскому таланту инструмент начал звучать не только в танцевальных, но и в концертных залах. Дело А.Пьяццоллы по популяризации бандонеона продолжил Марио Стефано Пьетродарки, изумительную игру которого мы и слушали в начале весны в городе на Днепре.

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.