Мегапроекты, которые ещё строятся. Какие они и сколько стоят?
По всему миру строительные компании постоянно раздвигают границы. Здания становятся выше, города – шире, и пределов, кажется, нет.
Сегодня мы познакомимся поближе с некоторыми из самых удивительных мегапроектов мира, которые ещё в процессе строительства.
Абрадж Кудай (أبراج البيت)
И открывает наш список мегапроектов самый большой отель, напоминающий дизайном крепость в пустыне, будет построен в Мекке на западе Саудовской Аравии, в менее 1,6 км от мусульманской святыни Кааба. Ежегодно святыню посещают около 2 млн. паломников во время хаджа и отель, стоимостью более 3,5 млрд долларов, привлечёт состоятельных гостей.
Отель на 10000 номеров, 70 ресторанов, 4 вертолётные площадки, бальный зал под самым большим куполом, 12 башен высотой от 30 до 48 этажей, займёт площадь в 1,4 млн квадратных метров. Пять этажей отводятся исключительно для пребывания королевской семьи Саудовской Аравии.
Самый большой отель в мире – First World Hotel & Plaza на 7351 номер расположен в Гентинг-Хайлендс, Паханг, Малайзия, но это карлик по сравнению с Абрадж Кудай.
Весь проект, вплоть до мельчайших деталей интерьеров разработан лондонской фирмой Areen Hospitality. Реализовать амбициозную задумку планировали к 2017 году, но финансовые проблемы 2015 года сильно «ударили» по проекту. Тем не менее власти Саудовской Аравии твёрдо уверены довести начатое до логического завершения.
Гидроэлектростанция Хыдасэ (ሕዳሴ)
Плотина великого возрождения Эфиопии – самая крупная строящаяся гидроэлектростанция с установленной мощностью 5,15 гигаватт. Она расположена в регионе Бенишангуль-Гумуз Эфиопии, неподалёку от границы с Суданом на реке Голубой Нил. Строительство бетонной плотины началось в 2011 году на выделенные из бюджета правительством Эфиопии 4,8 млрд долларов. Заполнение водохранилища началось в июле 2020 года, официальный запуск первого генератора состоялся в феврале, второго – в августе 2022 года.
После ввода в эксплуатацию ГЭС станет самой мощной на территории Африканского континента. Против строительства выступают соседние Судан и Египет, которые опасаются, что создание водохранилища в 73,6 трлн кубических метров воды приведёт к истощению их собственных водных ресурсов.
Солнечный парк
На ряду с самыми высоки башнями Дубай также славится огромными запасами нефти. В ОАЭ стремятся к 2050 году добывать 75% энергии из возобновляемых источников, дабы обратить вспять последствия изменения климата, и в рамках этой инициативы спроектировали потрясающий солнечный парк Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума по среди южной пустыни. Мегапроект на 13,6 млрд долларов станет крупнейшим в мире солнечным парком.
Пяти ступенчатое строительство идёт с 2013 года, и четвёртый этап закончили в 2020 году реализовав монтаж более 3 млн. фотоэлектрических панелей на площади около 7,7 га. Панели поглощают и преобразуют солнечный свет в электрическую энергию и к 2030 году они смогут производить до 5 тыс. мегаватт (для электрообеспечения 1,3 млн домов). В парке будет самая высокая солнечная электростанция в 260 метров окружённая полем зеркал, которые будут отражать свет до самой вершины. Там свет нагреет расплавленную соль до 538 °С, затем соль произведёт пар, который приведёт в действие огромную турбину генерирующую электричество.
Благодаря всем применённым технологиям после завершения строительства в 2030 году парк предоставит дешёвое экологичное электричество стоимостью меньше 1,7 цента за 1 киловатт-час (средний тариф в США 13,3 цента).
ИТЭР (ITER)
Международный экспериментальный термоядерный реактор – это колоссальный мегапроект, который будет крупнейшим предприятием по ядерному синтезу. С его помощью удастся показать, что чистую не ограниченную энергию можно получить на коммерческом уровне. Располагается ИТЭР в южной Франции и его строительством занимаются с 2012 года. Размер ИТЭР превысил 330 футбольных полей. Каждый сантиметр задействован для тороидальной установки под названием ТОКАМАК, предназначенной для магнитного удержания плазмы с целью достижения условий, необходимых для протекания управляемого термоядерного синтеза.
В отличие от других ректоров, ТОКАМАК воспроизводит реакции, питающие солнце. Для сборки реактора используются миллионы компонентов и общий вес комплекса превышает 25 тысяч тонн (в 3 раза больше веса Эйфелевой башни). 18 гигантских сверхпроводящих электромагнитов управляющих нагретой плазмой будут весить больше загруженного реактивного самолёта. Со стоимостью в 22 млрд долларов – это самое дорогое научное предприятие за всю историю.
Успешное производство плазмы ожидается в 2025 году. И вот 5 декабря 2022 года история термоядерного синтеза разделилась на "до" и "после" эксперимента, позволившего получить 3,15 мегаджоуля, потратив всего 2,05, доказав перспективность отрасли.
Лусаил (لوسيل)
Над бескрайними песками гордо возвышается сверкающий мегаполис - Лусаил. Хотя он кажется достроенным, но работы продолжаются по сей день. Примечательно, что город строят «с нуля» на участке пустыни площадью 38 квадратных километров в богатейшей стране мира – Катаре. Город, ещё в 2005 году, задуман на размещение 450 тысяч человек, а когда в 2010 стало известно о проведении чемпионата мира по футболу 2022 года, то сразу же началось полномасштабное строительство.
Власти страны вложили 45 млрд долларов в развитие региона с жилыми и коммерческими районами, островами и отелями за рекордно короткие сроки. ЧМ-2022 прошёл на самом высоком уровне и тысячи счастливчиков узрели всё великолепие Лусаил своими собственными глазами. Многие считают, что этот чемпионат стал лучшим за всю историю футбола.
Отдельно отмечу одну из главных жемчужин города, 6-звёздочный отель на 36 этажей, общей высотой 213 метров – башни Катара в форме полумесяца. Именно такая необычная форма, представляющая собой пересекающиеся мечи на национальной эмблеме Катара, предопределила конструктивную особенность большого разнообразия плит различной конфигурации каждого этажа и не позволила использовать стандартный каркас для придания формы бетону.
Пришлось задействовать опалубку из 10 тысяч столов Dokaflex, чтобы добиться нужной формы. Общая площадь башен – 297 тысяч квадратных метров, а затраты составили около 600 млн долларов.
Поворот китайских рек
Северная равнина Китая – один из самых густонаселённых регионов страны и численность продолжает расти. Но несмотря на популярность север получает менее 20% пресной воды Китая – слишком мало для удовлетворения потребностей населения. Казалось бы, решение простое – переселять людей в процветающий, богатый природными ресурсами юг, но в 50-е годы XX века правительство предложило отводить с помощью водных путей 446,7 трлн литров воды в год из влажного юга страны в высушенный север (в 12 раз больше, чем в озере Мид плотины Гувера – крупнейшем водохранилище США). Перенаправление наметили по трём каналам из бассейна реки Янцзы в бассейны рек Хуанхэ и Хай. Всего потребуется 3723 километра новых водных путей (как от Нью-Йорка до Лос-Анжелеса через всю территорию США).
С 2002 года началось бурное строительство, возвели огромные дамбы для сдерживания водохранилищ, в земле выросли высокие акведуки, а по стране появились гигантские водные пути, но участки вроде западного канала, пересекающего горы на высоте около 4 тысяч метров над уровнем моря, вызвали серьёзные затруднения.
Завершение этого мегапроекты может быть возможно не раньше 2050 года, а само строительство с первоначальных затрат в 62 млрд долларов только к 2014 году обошлось в 79 млрд.
Тюо-синкансэн (中央新幹線)
Высокоскоростная сеть железных дорог в Японии «Синкансэн» самая знаковая среди высокоскоростного транспорта в мире. Поезда достигают скорости в 300 км/ч, преодолевая 515 километров от Токио до Осаки за 2 часа 21 минуту. Новый «Тюо-синкансэн» позволит сократить время в пути в 2 раза. Новую линию строят с 2014 года с использованием технологии JR-Magley – сверхпроводящей магнитной левитации. Вместо рельсов опирание осуществляется на электромагниты, которые охлаждены до минус 268°С. При такой температуре они генерируют магнитное поле в 10 раз сильнее, чем у обычных электромагнитов.
Когда такие рельсы соприкасаются с противоположными магнитами по бокам поезда они отталкиваются друг от друга и поезд левитирует. Благодаря этому трения практически нети новые поезда смогут ехать с суперскоростью 500 км/ч и сократить по времени тот же путь Токио-Осака до 1 часа 7 минут. Первая линия магнитнолевитационной железной дороги свяжет Токио, Нагою и Осаку. Первоначальные затраты в 48 млрд долларов уже обернулись для инвесторов Japan Airlines и JR Central в 86 млрд, включая стоимость самих поездов. Всё дело в необходимости прокладки линии в тоннели, которые составят 70-80% всей протяжённости, а это уже совсем другие временные и финансовые затраты. По самым смелым оценкам строительство завершится не раньше 2027 года.
Новый шёлковый путь
Великий шёлковый путь – караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в Античности и Средние века, приносившая огромные богатства от торговли всем участникам.
Современная роль Китая на мировой арене предопределила необходимость прокладки нового шёлкового пути, который будет в разы больше. Задуманный ещё в 2013 году мегапроект будет состоять из двух путей через три континента через 68 стран. Один маршрут – наземный, второй – по морям и океанам и таким образом, Китай и центральная Азия будут связаны со всеми районами Европы и Африки.
Новые дороги, гавани, мосты, электростанции необходимые для реализации планов Китая обойдутся в колоссальную сумму. Так, 900 млрд. долларов вложат в проекты на своей территории и 8 трлн. долларов для развития инфраструктуры в других 67 странах. Проект нового шёлкового пути затронет 65% населения всей планеты и охватит умопомрачительные 25% всех мировых товаров и услуг – без сомнения крупнейший инфраструктурный проект XXI века.
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.