Автор: NPR.BY
9 мая 2022, в 10:04.

Нататкі і роздумы напярэдадні чарговай гадавіны Перамогі

Материал подготовил: Игаэл Йегуди, белорусский ортодоксальный раввин и политолог
Мнение авторов может не совпадать со мнением редакции «Нашего Портала» npr.by

בס''ד

Дзень Перамогі

Гэты Дзень Перамогі
Мы святкуем упарта,
Гэты Дзень Перамогі,
Гэта Свята – без жартаў.

Гэты Дзень Перамогі
Што Габрэй з Беларусам,
Што ўсе іншые людзі –
Пасвяткуйма хаўрусам.

Дык няхай сёння ўсе,
Што 'шчэ мысляць па-людзку,
За святочным застоллем
Блаславяць хлеба лустку.

Хлеб зямлі беларускай –
Пачастунак знатнейшы.
Хаця маем да хлеба,
Але ж ён – найвышэйшы.

У гэты Дзень Перамогі
Бласлаўляць Творцу трэба
За жыццё ў парадках,
І за чыстае неба.

Гэты Дзень Перамогі,
Этот Праздник Победы -
Перададзены нам
Ад бацькоў ды ад дзеда.

Дзед ішоў з аўтаматам
З Волгі самай да Віслы,
Хто кляне яго сёння –
Хай яму вочы кіснуць.

Што на Захадзе сёння,
Што на Ўсходзе вар'яты
З глузду з'ехаўшы ўшчэнт
Абяліць хочуць катаў.

Тых пачвар фашыстоўскіх,
Халуёў тых натоўпы,
Што бязвіннай крывёю
Затапілі Еўропу.

Гэты Дзень Перамогі
Мы святкуем упарта,
Больш за святы за ўсе
Святкавання ён варты.

У гэты Дзень Перамогі
У дзень Б-скае славы
Падымайма ўжо чаркі,
П'ем за нашу Дзяржаву!

р. Ігаэл Йегудзі, Мінск, травень 2010.

Першы Дзень Перамогі пасля вертання на радзіму з Ізраіля,
дзе жыў у 1979 -2009 гг.

בס''ד

Мама, что это творится ?!

Иногда я думаю, что ощущение боли свойственно земле не меньше чем нам, людям. Что и она также терпит страдания... Сколько может...Пока наконец боль не перейдёт возможность терпеть. Пока она не найдёт расщелину на каменной оболочке земли и не пробъётся вдруг ключом чужого несчастья. Если несчастье вообще может быть – чужим ...

В редакцию забежал житель Островца Валерий Мальдис.
- В лесу за Задворниками я обнаружил неопознанную могилу. – сказал он. – Может быть, захотите посмотреть? Провести, если можно так выразиться, журналистское расследование...
Естественно, я хочу посмотреть, и ближе к полудню мы направляемся в Задворники. Дорого ведёт нас через деревню, через охотничий хутор. " Вот тут налево поверните, - командует Валерий, тут направо, тут опять налево..." И когда в виражах лесных дорог я уже теряю последнюю ориентацию, он наконец командует: "Тормозите! Приехали..."
Мы остановились в том месте, где непролазно густой лес рассекается прямой, как стрела, просекой. Ровной и гладкой – ни одного дерева. И только в одном месте этого неестественного безлесья растёт себе стайка белоствольных берёзок. Не поднялся у дровосека на них топор.
- Потому что среди берёзок –то этих и находится могила, к которой мы пришли. –говорит мой проводник.
...Могила необычна: длинное, в человеческий рост надгробье, увенчано низеньким (сантиметров 15 )памятником с лаконичной русской надписью: "Левина Э.П., 1902 -1944 годы".
И всё – ни креста христианского, ни звезды еврейской, ни полумесяца мусульманского. С тыльной стороны памятника, почистив от мха, находим ещё одну дату: 19.Х1.1953. Это, очевидно, дата установки памятника.
1944-ый... 1953-ий... должны быть люди, которые были свидетелями - или до которых хотя бы доходили слухи - о тех событиях. Направляемся в деревню – к Леонарде Брониславовне Наймович (Мялешка), которая родилась в 1928 году и всю свою жизнь живёт в Задворниках.
Леонарда Брониславовна ни минуты не думает над моим вопросом.
- А как же, знаю. – отвечает она. – Там похоронена Левина. До войны семья Левиных жила в Гудагае. Всех их я помню. Сам Левин был так себе на вид – худощавый, щуплый. А жена его – настоящая красавица. Глаз не отвести, какая красивая женщина. И два хлопчика у них росли. Сыновья. Тоже красивые.
Когда немцы пришли сюда, Левиным пришлось скрываться. В лесу между Задворниками и Дровяниками они вырыли землянку и жили в ней. Питались, чем могли. Время от времени посреди ночи приходили к моей будущей свекрови – Петрунеле Наймович – а она пекла им хлеб. Тайно всё делалось. Время такое было, что неясно кого бояться. А лучше всего – всех.
Кто только не приходил в нашу деревню: и немцы, и русские партизаны, и польские, и власовцы какие-то... В тот раз деревню заняли польские партизаны. С двух сторон деревни выставили патруль – в деревню пускают, а назад уже не выйдешь. Чтоб не мог выдать. Неделю целую они стояли в Задворниках. На нашем заднем дворе разместилась их полевая кухня. Партизаны резали коров, которых пригнали с собой, и варили их в громадных котлах. Разговарировали между собой по-польски, не называя имён – по птичьему обращались друг к другу: шпак, врона...
... В тот день забежала ко мне подружка годка на два старше меня. Мой старший брат к нам присоединился, и мы втроём присели на лавочку перед хатой побеседовать. Шутили, смеялись ( война-то войной, а юность всё равно своё берёт), и вдруг с соседнего двора донёсся крик. Да какой...Б-г мой! Будто с женщины (женский был голос) живьём сдирали кожу. Минута за минутой проходит, а леденящий душу крик всё нарастал.
- Мама, что это творится? – забежала я в хату.
Мать стояла посреди хаты, закрыв уши ладонями, и плакала. "Левиниху поймали, - сказала она, рыдая, – а теперь пытают. Чтобы показала, где прячутся остальные евреи."
Не знаю, сколько времени кричала несчастная Левина - десять минут, десять лет? – казалось, что время остановилось. Наконец она затихла. Убили?. Нет. Раскрылись ворота в соседнем доме, и женщину вывели на улицу. Измордованная, избитая до полусмерти она едва переставляла ноги. Качалась со стороны в сторону. Партизаны подгоняли её острыми пиками.
- Што вы робице, звяры ?! – не выдержав, закричала моя подруга.
Партизан замахнулся на неё пикой. И она замолчала..
Рассказывают, что её ещё долго таскали по лесу – заставляли показать еврейское тайное укрытие. Но в землянке ведь дети её были. Сыночки её. Кровиночки. Какая мать выдаст своих детей ?. Легче самой смерть принять. Даже и мученическую...
В лесу её добили, и потом закопали. Но кто-то наблюдал за всем этим бесчинством (может, из евреев кто-то, издали?) И после войны на её могиле поставлен был памятник. Кто и когда поставил, у нас в деревне не обратили внимания. Втихоря, видать, делалось. Про детей Левиных рассказывали, что их кто-то сначала в Вильню переправил, а потом – в Израиль.
А знаете, один из сыновей приезжал потом в Задворники. Хотел забрать мамины косточки перезахоронить. Я его и не узнала – большой вырос... С лесником вместе они весь лес обошли, но могилу так и не нашли. А вот пару лет назад провели газопровод через лес, и могила оказалась прямо на трассе. Так страшная история вернулась к людям . ..
Где сам Левин ? Он погиб ещё раньше жены. Попался партизанам в руки возле Дровяников. Рассказывали, что его таскали за конём.

________

1Скворец, ворона (польск.)
2Что делаете, звери?! (белорусск.)

________

Партизан сел верхом на коня, а Левина привязали сзади. Партизан пустил коня галопом... Может ли измученный, голодный человек с конём тягаться...когда-то я знала где могила Левина.
А лучше поспрашивайте в Дровяниках.
...На лавочке перед магазином в Дровяниках грелись на солнышке две бабуси.
- Левина-то могила? А как же, знаем. В детстве мы коров частенько выпасали возле того места и очень любили забегать в лес, украшать могилочку. Сегодня одни цветочки принесём, назавтра – другие. Поначалу и памятника не было – только оградка, а потом и памятник кто-то поставил. Низенький совсем. С длинным надгробьем. А потом... Раз приходим – нету памятника. Разбитый лежит. И могила вывернута. Может, пьяные какие бушевали – не знаем мы. А места те по сей день Левиновскими называются. Черники вокруг много. Поэтому, когда по ягоды собираются, говорят: "Куда сегодня пойдём? Давайте к Левину – там черника особенная, крупная". Лес так и зовётся – Левиновский.
- Нет, как погиб Левин мы не видели,- отрицательно покрутили головами бабуси.- Родители нас на улицу тогда не пустили. Но мы слыхали от взрослых, что его затаскали конём. Нет, не немцы, а "партызанты" польские.
Один из старожилов в Дровяниках – Иосиф Казимирович Венгровский. Состояние здоровья у него такое, что с постели уже не встаёт, но память сохраняет крепкую:
- Своими глазами я не видел, как Левина убивали. Но отец рассказывал: его таскали за конём. Польские партизаны. Хотели, чтобы показал где его жена и дети. Да кто ж тебе покажет! Погиб, ничего не сказав. Выжили дети-то. Один потом приезжал в Дровяники. Он нашёл могилу отца и забрал его косточки в Израиль. Ну, а как же? Отец же их спас... Хотел и материны забрать, но не смог, говорят, найти...

Вот и всё. Таким неожиданно жутким оказалось моё журналистское расследование. После всех рассказов я снова повела машину в лес. Но где-то не там повернула, запуталась. Пришлось вернуться... Под конец добралась всё же. И на старый обомшелый цемент положила я маленький букетик полевых ромашек: Левиной Э.П. Красивой женщине. Матери с большой буквы. Невинно убиённому человеку.

Анна Чакур "

"Берега", июль 2009, Минск
Перевёл с белорусского р. И. Л. Йегуди

От переводчика:

"Эмес мейэрэц тицмох" - "Правда взрастает (даже) из (-под) земли" (Псалмы 85.12).
Преступления польских шовинистов и их соучастие в истреблении евреев – продолжает оставаться неизученной, неосвещённой, нераскрытой по сей день темой в исследовании Великого Истребления евреев во второй мировой войне (кстати, как и «локальный мини-геноцид» белорусов после передачи Беласточчыны Польше после окончания ВОВ). Проклятие политической некорректности лежит на этой теме :
Советский Союз остерегался наступить на хвост "братской Польше"; если преступления "своих" русских, украинских, белорусских, балтийских пособников не только не замалчивали, но и всячески подчёркивали с целью очернить так или иначе связанную с ними антисоветскую эмиграцию – то преступления Армии Крайовой и иже с ней были преданы забвению, во имя единства социалистического лагеря. Само собой, в "свободном мире" никто не был заинтересован копаться в кровавой грязи "свободной" Армии Крайовой, столь идеальных "польских борцов с гитлеризмом и коммунизмом". В Союзе действовала гласная партийная цензура, на Западе – некогда негласный, а сегодня громогласный и всеобъемлющий "политикал коррект".
О всеобъемлющей власти "политикал корректа" в Израиле – коль скоро речь о евреях – достаточно сказать в рамках нашей темы, что нигде и никем не исследованы преступления евреев против евреев во время ВОВ, хотя промелькнули в своё время в Израиле единичные – художественные и документальные, но не официальные "научно-исторические"! - книги-свидетельства.

________

3Не люблю я модного в последние десятилетия англо-греческого "научного" слова "Холокост", которое словно превращает в некое явление природы те страшные преступления. Будто не было там исполнителей и виновных, а просто трагический такой "Холокост". Как спокойно изложил сын украинского убийцы, эмигрировавший в Израиль с женой еврейкой: время такое было. Виноваты ли клетки организма, что у него грипп ? Но Петрунеля Наймович и её односельчане почему-то не заболели тем "гриппом" ...
По мне – лучше советское, не упоминавшее евреев, выражение "преступления гитлеровских оккупантов и их пособников", чем безликий "Холокост".

4Например, известный израильский писатель – узник концлагеря К.Цетник в книге "Его называли "пипель" вывел в образе "Фрухтенбойма" Элиезера Гринбойма (сына известного сионисткого вождя Ицхака Гринбойма), который будучи капо в лагере, изощрялся в измывательствах над религиозными евреями (в полном соответствии с воинственными анти-религиозными идеалами своего отца, с которым полемизировал на эту тему даже...коммунист Моше Снэ); Хаим Лазар-Литаи в книге "Гибель и восстание" описал, как руководители сионисткого подполья в гетто Литвы и в созданных ими партизанских отрядах заботились исключительно о своей шкуре ( в отличие от еврейских партизанских отрядов в Беларуси., видевших основную задачу в спасении всех уцелевших евреев, наряду с местью врагу). Конечно, эти факты – мелочи по сравнению с глобальным преступлением сионистского руководства, замалчивавшего в годы войны истребление евреев немцами, и с прямым соучастием сионистского руководства Венгрии в геноциде полумиллиона евреев Венгрии и Трансильвании. Существует подробная и идеально документированная книга (на иврите) на эту тему: Шабтай Бет-Цви, "Постугандийский сионизм в кризисе Катастрофы", издательство Бронфман, Тель-Авив, 1977. Хана Арендт в своей книге "Эйхман в Иерусалиме" отмечает, на конкретных примерах, что в Центральной и Западной Европе гитлеровский геноцид преуспел именно в тех странах, где существовала сеть сионистских организаций, контролировавших еврейское население – таковой, например была Голландия, где более 90% евреев были истреблены (в опровержение благодушных бредовых мифов Запада, имевших хождение и в СССР: ТРУЖЕНИКИ ГОЛЛАНДСКИХ Ж.Д. получили наградной лист за личной подписью фюрера, в связи с трудовым подвигом – максимально быстрой и успешной доставкой всех евреев в Освенцим, в сложной военной обстановке, 1943 г. … ) . В соседней же Бельгии, где 90% евреев были недавние эмигранты и не существовало сети сионистских организаций – половина евреев уцелела, и это в урбанизированной и довольно антисемитской стране… . Сия тема – как не трудно догадаться – не фигурирует среди направлений исследования, финансируемых "Яд вашем"…

________

У нас в Республике Беларусь, я опубликовал малую часть моего исследования на эту тему в статье: «Некоторые замечания об истоках и мотивации еврейского коллаборационизма в годы нацистского геноцида евреев», сборник «Нацистская политика геноцида на оккупированных территориях СССР. Сборник материалов международной научно-практической конференции, Брест 7-8 декабря 2012 г. БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014»; эта тема затронута и в моём опусе «Чечевичная похлёбка еврейского секуляризма», опубликованном в одном из выпусков «Кафоликии», которые издавал ХОЦ при Институте теологии БГУ.
Польским преступлениям против евреев после 1945 года "повезло" чуть больше. Массы евреев – довоенных польских граждан, спасшихся в СССР, "польских репатриантов", которые после всего пережитого направлялись в Польшу и рвались на дальний Запад (США, ЮАР, Австралия, Латинская Америка), в надежде обрести покой и достаток и/или свободу совести там, или в «национальном доме в Палестине», подальше от Европы, – не особо обращали внимание на ружейный огонь, который начинался как только поезда пересекали границу в Беловежской пуще, на озверевший антисемитизм населения, полагавшего, что уж с жидами-то немцы разобрались – и вдруг увидевших перед собой евреев - офицеров в рядах армии и "служб" ненавистной победоносной России. Эти евреи-"польские репатрианты", потерявшие всех оставшихся в оккупации родных, уже видели столько смертей и страданий на кровавых фронтах, в белорусских лесах, в голодном советском тылу, многие побывали, за дело и без, в советских лагерях и тюрьмах, и польские бесчинства воспринимались ими как последний – и минорный – аккорд Катастрофы. Кроме устных свидетельств, они не оставили ничего в виде аккуратных книг и мемуаров: свидетельства же я в моей израильской молодости слышал и непосредственно от тех, кто видел как выгружали истекавших кровью раненных и свежие трупы из прошедших Беловежскую пущу вагонов; и от тех кто чудом выжил, отдав за годы оккупации польским благодетелям нажитое поколениями и чудом спрятанное в разных местах, – а когда после освобождения последний благодетель, между делом, узнал, что «золотовалютный запас» спасенных им евреев закончился ровно в последний месяц оккупации – завыл раненным волком: ведь я что-то чувствовал! Почему же я вас не сдал немцам!
Всё же погром в Кельце запомнился мировому еврейству – это уж было "слишком". И если в Союзе эта тема была по вышеизложенным причинам "табу", то в "свободном" мире этот погром запомнили, заодно помянуты где-то и трупы застрелянных, которые вынимали из вагонов "репатриантстких" эшелонов на первой же станции. Запомнили, потому что власть там была уже – Советского Союза, и вроде как на него ложится "министериальная ответственность" за погром и иже с ним. Вот уже излагаются всё чаще " соображения", что Кельцкий погром был вообще-то инспирирован ...НКВД, чтобы оправдать «оккупацию Польши» , дискредитировать польских патриотов... и т.д.
Но об Армии Крайовой военных лет, естественно, «нельзя» говорить ничего плохого; если в рамках НАТО уже давно полностью «реабилитированы» прибалтийские нацистские формирования, а киевская хунта, побратимы правительств в Тель-Авиве, похваляется преемственностью от укронацистов времен ВОВ – что уж говорить о формально антигитлеровской АК!
Так кто же мог, в прошлых десятилетиях, рассказать о соучастии Армии Крайовой в геноциде, кроме бесхитростной белорусской журналистки в местном издании, чей труд перепечатала малоизвестная газета полувиртуального еврейского ортодоксального объединения, которую читали последние могикане белорусского еврейства...
Сегодня, когда неумолимая поступь последних событий делает ВСЕ события второй мировой войны всё более актуальными, настало время поднять и эту поганую тему, про наших «западных партнёров».

Как сын и внук ветеранов войны (мать была ренгенотехником в эвакогоспитале), и сын отца, также как и деды – советского офицера, который «не успел» (мать была старше отца на несколько лет – её ровесники, 1923 г.р. были выбиты на фронтах поголовно) на фронты ВОВ, но принял участие, в качестве командира подвижной радиостанции, в подавлении «лесных братьев» на территории Литовской ССР , –
вижу особую честь для себя привести этот рассказ в моём переводе и с моими аналитическими замечаниями, к нынешнему Дню Победы, когда снова идёт война с фашизмом, в непосредственной близости у наших границ.

________

5Про этот погром на "Беларусьфильме" снят в 1996 году потрясающий фильм "Из ада в ад", лауреат фестиваля "Кинотавр" 1997 года.
6Как не отметить в контексте этих домыслов, что гитлеровцам – по их собственному признанию – не удавалось спровоцировать на антиеврейские действия белорусское население даже в условиях гитлеровской оккупации, а НКВД, гляди-ка, как сходу "инспирировал" поляков....
7О них см. здесь и здесь.

________

В приведенном рассказе следует обратить внимание на следующие детали:

1.Польским лесным бандитам нечего было делить со скрывающейся в лесу еврейской семьёй; также не надо было опасаться, что они пойдут к немцам выдавать "лесных братьев". "Операция" по уничтожению семьи Левиных носила характер чисто гитлеровский – истребить евреев всех, включая чудом уцелевших. Включая – и особенно – детей. Без связи с какими бы то ни было оперативными задачами, и даже в ущерб им.
Так же как и гитлеровцы, "шпаки и вроны" были преисполнены эксгибиционисткого садизма:
ведь можно было, тягая еврея конём по лесу, натолкнуться на советских партизан с неизбежными евреями в их рядах, и тогда уже не ускакать - пришлось бы поплатиться и конём, и шляхетской шкурой…

2. "Операция" эта не была инициативой того или иного "зоологического" антисемита или группы оных в масштабах мелкого подразделения - убийство всей семьи Левиных было "делом чести" командования целой части "партизантов":

а. Осуществить принародные истязания еврейки с провозглашённой целью узнать, где прячутся её дети, к вящему недовольству населения в ходе длительного постоя в белорусской деревне – могло приказать лишь компетентное командование, на уровне целой части, если не соединения.

б. Использовать коня, т.е. ценную тягловую/боевую силу, и крутиться с конём этим по лесу, рискуя и конём и всадником – тоже мог приказать лишь весьма компетентный командир. SIC.

________

8о чём никогда не говорил. Моя мать поведала мне об этом лишь посещая меня в Израиле в 1991 г. В СССР не распространялись о послевоенных военных действиях против лесных бандитов на западе СССР.

________

… Несмотря на все завесы лжи, довлеющие над изучением гитлеровского геноцида – "правда произрастает из земли", как царь Давид.
… Мы уже знаем, что (в то время как еврейские семьи отправлялись нацистами из Германии в Освенцим) – выходцы из "смешанных" семей служили в вермахте и СС в числе свыше 150 тыс., и среди них были многие десятки высших офицеров, включая – а как же – и военных преступников.
А вот на оккупированной территории СССР – дети «смешанных» семей подлежали истреблению.
… Мы уже знаем, на примере резервистских "батальонов полевой полиции", как рядовые немцы, отцы семейств, представители всех социальных групп – рвались принять личное и непосредственное участие в кровопролитиях и зверствах в ходе геноцида евреев.
… Мы уже знаем, что "геройские датские рыбаки" взяли кабальные нотариальные доверенности с вывезенных в Швецию евреев, и кормились долгие десятилетия за счёт каждого из обобранных и спасённых ими евреев (молчавших об этом до самой смерти); и лишь после смерти этих спасённых осмелились заговорить их дети.
История ВОВ и всей ВМВ таит много деталей, о которых молчал советский официоз.
Нет никакого сомнения в том, что вышеприведенное свидетельство о зверях из АК - словно льдинка на вершине айсберга – указывает на неизученные злодеяния польских шовинистов в ходе геноцида. Кто знает, сколько ещё евреев разделили судьбу Левиных, скольких уцелевших заклевали в белорусских лесах хищные "шпаки" и "вроны" за три жутких и долгих года немецкой оккупации? Тех уцелевших, кто вырвался из немецких когтей благодаря своему самообладанию и мужеству, и успешно цеплялся за жизнь, благодаря памяркоўному героизму белорусских селян - для которых жизнь человека, включая иноверца, была не только дороже лишней буханки хлеба и миски бульбы для своих несытых детей; она была для них так же дорога как жизнь своя, своих близких, своих детей ...


Никто не забыт, и ничто не забыто: ни праведники, ни мразь.
Все соучастники гитлеровского геноцида должны занять своё место у позорного столба человечества: включая врон и фрухтенбоймов.

Посвящаю памяти моего друга по 103-й школе г. Минска, Алексея Шишонка, православного белоруса, советского офицера, зверски убиенного литовскими фашистами осенью 1991 г., за несколько дней до вывода советских ВС в славянские Республики.
Да отмстит Всевышний его кровь.

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.