Просто бизнес, ничего личного: в Эстонии приватизирована часть железной дороги
В прибалтийской стране решили отказаться от государственной собственности на железнодорожную компанию, так как грузовые перевозки более не представляют стратегической важности для страны.
Министр инфраструктуры Эстонии Владимир Свет объявил, что страна прекращает заниматься экономически сложными грузовыми железнодорожными перевозками и техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, сообщает «Sputnik Литва». Освободившиеся ресурсы направят на более значимые для страны цели.
Аукцион по продаже государственной железнодорожной компании AS Operail, находящейся под управлением Министерства климата, начался 7 июня и вызвал значительный интерес у покупателей. Во втором, более детальном, его этапе участвовали 4 компании, среди которых победителем стала эстонская компания AS Tiigi Keskus. Кроме более высокой цены, новый владелец предложил более быстрое и надёжное оформление сделки. Стоимость покупки составила 19 миллионов евро (примерно 69,2 млн белорусских рублей). 31 октября был подписан договор купли-продажи и начался процесс приватизации, завершившийся 9 декабря 2024 года.
Рихард Томингас, член совета AS Tiigi Keskus, сообщил о намерении компании продолжать деятельность в области железнодорожных перевозок в Эстонии и, возможно, наращивать перевозки контейнерами. Также компания будет бороться за перемещение перевозок грузов с автотранспорта на железнодорожный, который считается более экологически чистым.
Важно отметить, что бизнес Operail был передан новому хозяину вместе с торговой маркой, и теперь компания будет переименована в AS Raudtee Varad, что переводится как «Железнодорожное имущество».
После начала 2022 года объём перевозок грузов по эстонским железным дорогам значительно уменьшился, поскольку власти страны рекомендовали государственным предприятиям разорвать деловые связи с Россией и Беларусью. В результате российские грузы теперь транспортируются латвийской компанией LDZ Cargo.
Какие последствия ждут работников предприятия, - а их около 200 человек, - можно только догадываться. Оптимизация штата и сокращение расходов - первое, что предпринимают новые владельцы любого бизнеса. Ведь главное - получить прибыль и стать конкурентноспособными.
Со своей стороны, мы можем только анализировать происходящие в соседней стране процессы. Ведь исторически подтверждено, что собственность государства на объекты железнодорожной инфраструктуры имеет важное значение по нескольким причинам:
- Стратегическая безопасность: Железные дороги являются важной частью национальной инфраструктуры, обеспечивая логистику и транспортировку грузов и пассажиров. Государственный контроль позволяет обеспечивать их бесперебойную работу в интересах национальной безопасности.
- Экономическая стабильность: Государственные инвестиции в железные дороги способствуют поддержке экономики, создавая рабочие места и стимулируя развитие связанных отраслей.
- Обеспечение общественных интересов: Государство, как собственник, может регулировать тарифы и условия перевозок, гарантируя доступность и качество услуг для населения, что особенно важно в удалённых и менее развитых регионах.
- Экологические стандарты: Государственный контроль позволяет устанавливать и соблюдать экологические нормы, снижая негативное воздействие транспорта на окружающую среду.
- Инфраструктурное развитие: Государственные программы и субсидии способствуют модернизации и расширению железнодорожной сети, что улучшает транспортную доступность и способствует экономическому росту.
Таким образом, государственная собственность на железнодорожную инфраструктуру обеспечивает стабильность, безопасность и развитие транспортной системы, что имеет ключевое значение для социальной и экономической жизни страны. В ситуации же, когда отдельные части этой инфраструктуры будут разделены между частными и государственными владельцами, трудно навести надлежащий порядок. К счастью, в Беларуси железная дорога является собственностью государства, и продавать стратегически важный ресурс не планируется.