Роман Олега Роя «Старьевщица»: философская мистика или гротеск? Прочитали, делимся впечатлениями
На днях прочитала роман Олега Роя "Старьевщица". Олег Рой – современный российский писатель, автор множества книг, ряд из которых экранизирован. Кроме этого Олег Рой занимается мультипликацией: он является генеральным продюсером компаний "Roy Entertainment" и "Great Frame", производящих 2D и 3D мультфильмы по проектам автора.
Несмотря на малопривлекательное название, книга оказалась захватывающей и была прочитана на одном дыхании. Автор имеет очень легкий и увлекающий слог.
Сюжет романа
Сюжет последовательно формируется из отдельных воспоминаний Андрея Шелаева, автор нанизывает их бусинками одна за другой на ниточку, последовательно словно вывязывая из воспоминаний картину жизни Андрея.
Со школьных лет Андрей Шелаев увлекался поисками в оставленных жителями домах ценных вещей для их продажи.
В одном из таких домов была найдена фарфоровая кукла с разбитым лицом, дневники, часы – вещи, совсем не представляющие ценности. Куклу Андрей отдал своей любимой девушке Кате.
Судьба жестоко обошлась с Андреем Шелаевым.
С Катей расстались по причине измены Андрея. После расставания с любимой девушкой был ошеломительный взлет до положения миллионера, жены сменяли друг друга: одна, вторая, третья… Но после стремительного взлета последовало стремительное падение.
Андрей разорился, третья жена сбежала с художником, отсудив у бывшего супруга все состояние, большинство друзей отвернулось. И еще недавно успешный бизнесмен начал пить. Помня о прежней славе Андрея, владелец бара наливал ему виски в долг.
Андрей думал, что ему никогда уже не выбраться из той пропасти, в которой оказался. И вот в баре появилась она, Старьевщица – женщина без возраста и имени, всегда одетая с иголочки и с безупречными манерами.
Старьевщица предложила странного рода сделку - продажу счастливых воспоминаний за немалые деньги. Деньги платились за то, что как будто не представляло никакой ценности – хорошие воспоминания. Если бы не одно но. В памяти оставалось храниться только то, что вызывало негатив и плохие эмоции.
Постепенно у Андрея появились деньги, бизнес, машины, он увлекся строительством дома и начал писать картины. Но ничто его уже не радовало: по мере продажи воспоминаний его все больше и больше захлестывал негатив. Белый цвет стал казаться грязным, помещения темными.
Андрей продал Старьевщице все: хорошие воспоминания о матери, первой школьной учительнице и немало других. И только одно воспоминание Андрей берег от Старьевщицы - воспоминание о юношеской любви.
Позже оказалось, что фарфоровая кукла, о которой рассказывалось в самом начале произведения – воспоминание маленькой Старьевщицы об умершей от болезни единственной подруге. Кукла, которую взял у матери умирающей девочки ее отец Старьевщик в обмен на деньги для лечения ребенка.
Философия романа Олега Роя «Старьевщица» немного напоминает философию Оскара Уайльда в «Портрете Дориана Грея» - описанием постепенного разложения личности главного героя.
И если в романе Уайльда Дориан платит утратой радости жизни за молодость и красоту, то в романе Роя Андрей платит тем же за возврат утраченного статуса и финансового благополучия. Оба произведения отличаются своей темноватой романтической фантастикой с гротескными чертами.
С каждой страницей Рой нам рассказывает о том, что все в жизни имеет цену, и за все надо платить. Роман «Старьевщица» так же, как и «Портрет Дориана Грея», в процессе прочтения заставляет подумать о соразмерности оплаты утратой радости за то, что многим кажется ценным: молодость и красота, благополучие, деньги и социальный статус.
Герои обоих описываемых произведений погибают в финале. Герой Уайльда протыкает портрет, который мистически стал им самим, а жизнь Андрея Шелаева забирает Старьевщица. Шелаев выбирает смерть в обмен на жизнь тяжело болеющей раком Кати. И если Дориана ни капли не жаль, то такой благородный поступок Андрея впечатляет.
Слегка портит впечатление лишь концовка произведения. Андрей не умер. Он сам становится Старьевщиком – лицом без прошлой жизни и имени. Вероятно, оставляя финал таким, Рой закладывает очередной философский смысл.
Книга Роя заставляет задуматься о дружбе и любви, предательстве и верности. Каждая встреча со Старьевщицей и продажа воспоминаний – это очередная сделка продающих хорошие воспоминания людей с собственной совестью.
Книгу Олега Роя «Старьевщица» к прочтению рекомендую. Она философична, мистична, увлекает и заставляет задуматься.