Старообрядчество как феномен белорусской истории и современности: комментарий эксперта в области межэтнических отношений Родиона Попеля
Заметным событием культурной жизни Беларуси стало недавнее открытие в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова выставки "Клинцы старообрядческие". Значение старообрядческой тематики в культурной жизни нашей страны, а также феномена старообрядчества в истории и современности Беларуси в целом прокомментировал для "Нашего Портала" старший специалист в области межэтнических и межконфессиональных отношений Центра социальных и интеграционных исследований Родион Попель.
"Клинцы старообрядческие" — отличная совместная выставочная инициатива Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова и представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви из города Клинцы на Брянщине. Белорусские Ветка, Гомель, Жгуно-Буда и российские Клинцы, Новозыбков и другие населённые пункты составляют старообрядческий ареал исторической Северщины. Поэтому сотрудничество в сфере исторической памяти и культурного наследия между этими регионами выглядит абсолютно естественным.
Старообрядчество/староверие — не только значимая и неотъемлемая часть истории и культуры Беларуси, но и феномен современного белорусского общества. Его следует рассматривать, как минимум, в трёх исторических, социальных и культурных плоскостях.
Во-первых, следует отметить, что, вопреки относительно распространённому стереотипу о чисто российском происхождении старообрядчества в результате церковного раскола XVII в., старообрядческим по своей сути православие было на землях Беларуси вплоть до XVI- XVII вв., когда в Великом Княжестве Литовском постепенно распространился реформированный богослужебный чин — так называемый "новый обряд". Старообрядческим по своей сути православие, собственно, было до названного периода на землях всей исторической Руси, как и всего православного мира в целом.
Во-вторых, необходимо назвать процесс переселения старообрядцев из России в результате гонений царских властей после церковного раскола XVII в. и в более позднее время на территорию Беларуси, в результате чего возникли целые старообрядческие регионы, например, на Гомельщине (Ветка и целый ряд преимущественно беглопоповских слобод вокруг неё), Витетбщине (в основном беспоповские поселения) и др. Некоторые из них — Ветковщина, вероятно, наиболее яркий пример — стали важными центрами иконописания, рукописания и книгопечатания, а также других искусств и ремёсел. Постепенно старообрядчество стало органичной частью белорусской культуры и общества.
В-третьих, в Беларуси существует современное старообрядчество, что делает его феноменом отнюдь не только исторической старины, но и наших дней. И тут необходимо отметить, с одной стороны, существующие в Беларуси поповские и беспоповские согласия, а с другой стороны, постепенное возрождение старообрядчества внутри Белорусской Православной Церкви.
Ветковский музей осуществляет огромную научную и просветительскую работу по тематике старообрядчества в Беларуси. Это одно из крупнейших старообрядческих собраний не то что в нашей стране, но и в мире. Благодаря серьёзной научной работе сотрудников музея Галины Нечаевой, Петра Цалко и других в Ветке возникла, по сути своей, целая научная школа исследований старообрядчества. Можно только приветствовать подобные начинания и надеяться, что таких инициатив будет ещё больше, а также, что к ним будут подключаться и другие культурные и общественные центры нашей страны.
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.