В 2025 из Беларуси стали меньше вывозить стройматериалы, пиломатериалы, оборудование и запчасти
За первые 4 месяца 2025 года спрос на поставки из Беларуси по ряду товаров снизился на 70 и более процентов. Такие данные отметила международная «Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU», анализируя собственную статистику перевозок.
Так, например, из Беларуси в другие страны в январе-апреле 2025, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, стали меньше возить:
- товаров народного потребления (к этой категории относятся непродовольственные товары – например, канцелярия, косметика, обувь, бытовая химия, одежда и т.д., а также упакованные продукты питания с длительным сроком хранения – например, кофе, чай, алкоголь, консервы, соки и т.д.) – на 72%,
- оборудования и запчастей – на 72%,
- пиломатериалов – на 73%,
- стройматериалов – на 84%.
Вместе с тем, товары народного потребления, а также оборудование и запчасти лидируют по объемам поставок из страны.
Цены на экспортные перевозки практически всех перечисленных типов грузов тоже уменьшились:
- товаров народного потребления – на 8%,
- оборудования и запчастей – на 19%;
- стройматериалов – на 56%.
Небольшой рост показали цены на перевозку пиломатериалов – +6%.
В Беларусь из других стран в первые 4 месяца этого года стали возить меньше:
- товаров народного потребления – на 9%,
- металлопроката – на 47%,
- оборудования и запчастей – на 65%,
- стройматериалов – на 52%,
- металла – на 52%.
На 27% прибавили перевозки труб.
По объемам поставок в страну лидируют товары народного потребления и металлопрокат.
Цены же на поставки в нашу страны выросли по большинству позиций. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, стало дороже возить:
- металлопрокат – на 80%,
- оборудование и запчасти – на 88%,
- стройматериалы – на 49%,
- трубы – на 22%.
Поставки же товаров народного потребления подешевели на 5%, металла – на 17%.
По словам эксперта, снижение количество заявок на перевозку этих типов грузов может быть связано с санкциями Евросоюза, введенными летом прошлого года.
«Тогда на нашу страну распространилось большинство ограничений ЕС, ранее касавшихся только России. Под запрет на ввоз в Беларусь попали 90-95% товаров, санкционных для РФ. До этого – эта цифра составляла примерно 80%. После введения этих ограничений было отмечено и резкое сокращение транзита товаров из стран ЕС в Россию через Беларусь. Это отразилось и на статистике экспортных перевозок, так как по объему львиная доля перевозок как и из нашей страны, так и в нее составляют поставки именно на российском направлении», – комментирует директор компании-партнера «Биржа грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.