6 октября 2024, в 09:07.

В Беларуси сегодня отмечают День учителя. А вы поздравили своих учителей?

Профессиональных праздников очень много, но День учителя можно с уверенностью назвать одним из самых душевных. Педагоги в этот день принимают многочисленные искренние поздравления и слова благодарности от учеников, а также их родителей.

Труд педагога уважают во всем мире, а отмечают День учителя в каждой стране по-разному. Во многих государствах в этот день ученики несут в школу цветы и подарки, в каких-то странах — читают молитвы и моют учителю ноги, а где-то устраивают карнавальное шествие, которое заканчивается роскошным фейерверком.

В большинстве западных стран День учителя приходится на 5 октября — в этот день статус учителя в 1966 году был впервые определен на Специальной межправительственной конференции в Париже. Тогда же представители ЮНЕСКО и Международной организации труда подписали документ, в котором были определены положение педагога в обществе и условия его работы.

Если говорить обо всем мире, то каждое государство само выбирает дату Дня учителя. К примеру, в США и Мексике педагоги отмечают свой профессиональный праздник в мае, в Азии — в сентябре. Учителя Албании принимают теплые слова о своем профессионализме и поздравления 8 марта, во Вьетнаме — 20 ноября. В арабских странах же странах чествование учителей проходит 28 февраля.

Зачем нужен День учителя в Беларуси

В Беларуси День учителя официально утвердили 26 марта 1998 года — тогда был подписан специальный документ, в котором черным по белому было сказано: днем праздника педагогов в республике станет первое воскресенье октября.

Зачем был нужен этот праздник? В первую очередь для того, чтобы общественность обратила внимание на нелегкий и напряженный труд педагогов, а также для популяризации профессии учителя.

Испокон веков она считалась самой престижной и востребованной: именно эти люди занимались просветлением умов — воспитывали детей, обучали грамоте и давали им путевку во взрослую жизнь.

Для ребенка учитель всегда был авторитетом, и зачастую от него во многом зависело, каким образом ученик будет преодолевать новые вершины, покорять научные горизонты, открывать для себя огромный мир знаний.

Современное общество предъявляет к учителю повышенные требования. Чтобы отвечать им, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, напряженно работать, а также обладать развитым чувством ответственности.

Можно сказать, что учитель в какой-то степени создает будущее страны: от его труда зависит разносторонность знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Поэтому во все времена для осуществления педагогической деятельность требовалось особое призвание.

Именно поэтому в данной профессии не может быть случайных людей.

Педагоги — о своих учителях

Сегодня учителям посвящено все внимание благодарных учеников. И не важно, как давно они окончили школу — вчера или десятки лет назад: в любом из них на всю жизнь остается частичка учителя, который каждый день присутствовал рядом на протяжении всех школьных лет.

Своими воспоминаниями поделились педагоги СШ №182 г. Минска им. Владимира Карвата.

Варвара Владимировна Троицкая, учитель начальных классов и английского языка:

— Своего первого учителя я сначала запомнила потому, что у нее было очень редкое имя — Лилия Ивановна. В те времена (мы жили в Казахстане, где я и пошла в первый раз в первый класс) популярными именами для девочек были Ольга, Татьяна… Да и мое имя — Варвара — тогда тоже было редким.

Лилия Ивановна была молодым педагогом после института, и она оказала на меня огромное влияние. А еще я учитель в седьмом поколении, в детстве у меня даже других игр никогда не было, я всегда играла в школу и учителей, а первыми моими ученики были совушки, медвежата и обезьянка Чита.

Плохих учителей у меня не было. Хотя некоторые были очень строгими, требовательными. И мне тоже ставили двойки! Нелюбимым предметом была алгебра — по нему и было больше всего плохих отметок. Но я боялась моего педагога и все время учила алгебру: было желание доказать и себе, и учителю, что я могу выучить этот абсолютно непонятный для меня предмет — алгоритмы, теоремы, задачи. В результате я хорошо сдала алгебру и геометрию при поступлении.

День учителя для меня — особенный день. Мы с одноклассниками разъехались по миру, я живу в Беларуси, например, многие — в России. Лет пять назад мы нашли наших педагогов — первую учительницу и второго классного руководителя, и за свой счет организовали им вояж: они проехали по России, заезжали в Беларусь — гостили у нас какое-то время, в Германию... Это стало очень приятной традицией. Конечно, наши педагоги уже не молоды — им под 90 лет, но я думаю, что в следующем году мы опять соберемся и организуем им очередное такое путешествие.

Елена Алексеевна Кульгавая, учитель начальных классов:

— Моя судьба связана со школой, и это не случайно: я сама училась в СШ №182 и после окончания педагогического института вернулась сюда уже педагогом. Здесь я сделала карьеру, была заместителем директора, и до сих пор я здесь — сейчас преподаю в начальных классах.

Я очень любила всех своих учителей, но большое влияние при выборе профессии на меня оказала мой классный руководитель — Староселец Тамара Федоровна. Она — совершенно удивительный человек, это преподаватель, которого любили все, и нам повезло, что именно она была нашим классным руководителем. Осенью или весной, несмотря на погоду, мы каждое воскресенье стояли у подъезда Тамары Федоровны, ждали, пока она спустится, и шли вместе с ней на свою полянку — отдыхали там, играли, рассказывали истории. И даже идол у нас свой был!

С Тамарой Федоровной мы до сих пор встречаемся, хотя ей уже 85 лет. У нас был очень дружный класс, и когда мы сейчас собираемся вместе, нам всегда есть что вспомнить, о чем поговорить.

Мадина Кувандиковна Салаева, педагог-организатор и учитель английского языка:

Мои родители — учителя, папа на протяжении 25 лет был директором школы. С этим и связана одна интересная история. У меня была классный руководитель Тамара Николаевна Лойко, она к нам относилась с любовью и заботой. А папа мой был очень строгим и никуда никогда меня не отпускал — ни на дискотеку, ни с друзьями погулять. И для того, чтобы меня куда-то опускали, моя классная руководительница всегда говорила, что она идет с нами — на дискотеку, в поездку и в другие места. Я до сих пор это очень ценю и очень благодарна ей за такое хорошее отношение, доверие и заботу.

Я своих учителей хорошо помню, мне даже пришлось с ними поработать, потому что я осталась на какое-то время в том городе, где живут мои родители. Люблю и помню свой класс, хотя уже и 20 лет прошло. С Тамарой Николаевной мы встречаемся, когда появляется возможность — у многих семьи, дети, но мы находим время для встреч и общения с любимым учителем. Мне кажется, она за эти два десятка лет совсем не изменилась и ни на день не постарела.

День учителя для меня всегда проходит очень активно и насыщенно — мероприятия, концерты... Но я все равно найду время, чтобы позвонить ей и поздравить с праздником.

Наталья Николаевна Петухова, заместитель директора по учебной работе:

Человеком, который сыграл решающую роль на моем профессиональном пути, стала моя первая учительница Светлана Сергеевна Левчук — она работала в Барановичах в СШ №12 им. Ивана Кабушкина. Благодаря ей у меня возникло желание стать учителем начальных классов, я в детстве очень хотела быть похожей на нее.

У Светланы Сергеевны я проходила свою педагогическую практику, и она поделилась своими методами, приемами и формами работы, научила организации рабочего процесса и другим педагогическим тонкостям.
В общем, в прямом смысле сыграла самую значимую роль в моем профессиональном становлении.

Очень бы хотелось поблагодарить ее за все. Я ее помню, очень уважаю, ценю и то, чему она меня когда-то научила, во многом использую в своей работе до сих пор.

Владислав Владимирович Крайнов, директор СШ №182 им. В. Карвата: 

— Когда я учился в школе, то был неплохим учеником. Оценки были разными, но хороших больше — я был достаточно прилежным. Но когда я пришел учиться в школу, я хотел быть Владимиром Ильичом Лениным. У меня в голове отложилось, что он помогал многим людям, и я хотел стать таким же.

Правда, среди учителей я Владимиров Ильичей Лениных не увидел, потому что в основном это были женщины.

Свою первую учительницу я не помню: она тогда была в декретном отпуске, и ее заменяли другие педагоги. Зато я очень хорошо помню нашего учителя математики — Рюмину Ирму Робертовну. Именно этот человек стал для меня эталоном доброты, женственности и примером учителя. Особенно мне нравились ее дополнительные занятия, на которые я ходил всегда: она читала книгу про интересную математику — это была сказка с математическим уклоном. От этого я знать математику лучше не стал, но именно Ирма Робертовна стала тем человеком, который в какой-то степени подтвердил сделанный мной выбор. Хотя после университета в школу я пришел не сразу — для этого понадобилось время. Но когда пришел, абсолютно не разочаровался в выбранной деятельности.

Для нас, педагогов, День учителя имеет огромное значение: это нечто более важное, чем просто профессиональный праздник.

Ученики стремятся поздравить, попросить прощения за что-то, родители стараются показать, что они понимают, как нам сложно. Кто-то даже говорит: «Спасибо, что терпите нас!»… Хотя у нас это — просто работа, и я не люблю, когда нас жалеют. Я эту работу выбрал сознательно, и я ничего не терплю.

Новостной портал NPR.BY поздравляет учителей с праздником! Мы вас очень ценим, помним и любим. Здоровья вам, счастья, мира, добра и профессиональных успехов. И конечно же, благодарных учеников!

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.