19 января 2023, в 09:52.

Заметки путешественника, или Подвесной мост в Мостах

Когда слышу сочетание «подвесной мост» –  воображение рисует гористую местность в Абхазии, где места проживания людей, разделенные глубоким оврагом, соединяет узенький, с деревянными потрепанными половицами и раскачивающийся от малейшего ветра подвесной мост. С одной стороны – очень интересно перебраться на другую сторону, с другой – в силу неустойчивости конструкции просто жуть как страшно на таком мосту находиться.

Во время просмотра достопримечательностей на пути «из варяг в греки» (то есть, из городского поселка Красносельский в Лиду) было обнаружено, что в местечке в Гродненской области с говорящим названием Мосты имеется этот самый подвесной мост. Без долгих раздумий (все равно гуляем по городам и весям) было решено заехать в Мосты, чтобы на него посмотреть.

После въезда в город начались «диалоги по Сократу» с навигатором – точнее, очередные беседы с последним а-ля «я тебе сказал – тебе туда, а ты куда? Ты не туда. Вот туда поворачивай. Нет, не туда, ну что ты, не понимаешь – ну вон туда надо! Туда!!!» Приблизительно так закачанная в телефон программа занудно вела беседы с блондинкой, то есть со мной.

Я тщетно пыталась понять посылы навигатора и все время выезжала из Мостов туда не знаю куда, после чего, вконец измученная, но вместе с тем упорно не терявшая надежды найти этот самый подвесной мост, в очередной раз пошла на разворот и вернулась обратно в город, и – о чудо! – навигатор практически сразу привел меня к нему – к Мостовскому подвесному мосту. Ориентиром и подспорьем в поисках с определенного момента мне служили также указатели движения к местной достопримечательности.

Прежде, чем зайти на мост, несколько слов скажем о самом городке Мосты. Мосты - город в Гродненской области Беларуси, расположенный на изумительной красоты реке Нёман, административный центр Мостовского района и Мостовского сельсовета. Мосты являются крупным железнодорожным и автомобильным узлом направлений на Гродно, Волковыск и Лиду. Численность населения города – всего около 15 тысяч человек. Впервые местечко упоминается в 1486 году как центр волости Гродненского повета, статус города населенный пункт получил в 1955 году. Несмотря на небольшие размеры, в Мостах действуют 7 промышленных предприятий, в том числе известные в республике ОАО «Мостовдрев», Государственное предприятие «Мостовская сельхозтехника» и другие.

Однако вернемся к нашей прогулке. После непонятной езды вдоль частного сектора уставший навигатор наконец промямлил: «Вы прибыли на место» и добавил: «Мне очень понравилось с вами» (а уж мне с вами как!). Оставив машину на обочине дороги, я вышла на местность. По всей видимости, передо мной был городской парк и тот самый подвесной мост. Решив, что парк я осматривать не хочу, я направилась прямиком к мосту через Нёман. Мост был прекрасен…

Подвесной мост в Мостах

До появления подвесного моста горожане переправлялись через Неман с помощью лодок и понтонного моста, что, без сомнений, не так удобно, как стационарная конструкция.

К сожалению, фото понтонного моста, бывшего в Мостах, я не нашла, но он мог быть, к примеру, таким:

Понтонный мост через Нёман в Гродно

Историю создания моста вкратце рассказывает посетителям памятный камень, установленный перед входом на мост. Автор идеи строительства подвесного моста — Евгений Радкевич, директор ОАО «Мостовдрев», ранее принимавший участие в строительстве переправ через горные реки в Сибири и Азии.

Создание проекта мостовского подвесного моста заняло приблизительно полтора месяца. Когда были готовы чертежи, директор сам отправился к секретарю райкома партии, чтобы их утвердить. Вскоре план строительства был одобрен. Зимой 1973 года мост собрали и установили над рекой, а в эксплуатацию ввели летом того же 1973 года - после проведенных испытаний. Местные жители помнят, что первоначальная конструкция была менее статичной, что позволяло при искусственном раскачивании моста щекотать нервы находившимся на нем.

Памятный камень о создании подвесного моста в Мостах

Конструкция, радуя мостовчан, простояла 21 год. С течением времени стал необходим капитальный ремонт. Было решено обрубить канаты, на которых держался мост, и снести его: нужная для ремонта сумма была немалой и собрать ее заблаговременно не смогли. Тогда за достопримечательность вступился председатель райисполкома Александр Аполоник. Он попросил о сохранении уникального моста тогдашнего заместителя председателя Совета Министров БССР Станислава Бриля во время его рабочего визита в Мосты.

Просьба мостовчан была услышана. В результате произведенного ремонта мост стал выше и крепче, деревянные половицы и тросы заменили новыми. Мостовчане даже шутят по этому поводу: из-за обретенной прочности они лишились одной из любимых забав — раскачивания моста. Особенно этим любили заниматься парни, когда прогуливались по нему с девушками на каблуках. Сколько было визга, когда девушки хватались за перила, чтобы не упасть!

Подвесной мост в Мостах. Вид снизу

На сегодня мост длиной 193 метра и шириной полтора метра соединяет город с большой лесопарковой зоной, находящейся на другой стороне Немана, в которой так любят гулять и отдыхать мостовчане. К слову говоря, когда я перешла через реку, на другом берегу была слышна гитарная музыка и исполнявшиеся песни. Сделать фото моста, чтоб на нем никто не находился, было практически невозможно.

Подвесной мост в Мостах

Вдоволь налюбовавшись на реку с подвесного моста, я двинулась в дальнейшую дорогу на Лиду. С Неманом я в ту поездку встречалась неоднократно, то купалась в нем, то просто пересекала его, и в результате Нёман я люблю теперь не меньше, чем широкие и полноводные Сож и Березину.

Вид на Неман с моста

Ну а наша сегодняшняя экскурсия подошла к концу. До новых встреч на НПРе, ваша путешествующая Е. А. 

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.