Знаменитого поставщика коробок передач “заштормило”: концерн ZF сокращает персонал
Немецкий производитель комплектующих ZF Friedrichshafen стал очередной жертвой охватившего автомобильную отрасль Европы кризиса. Переход на электромобили, конкуренция со стороны производителей из Китая и ряд осуществленных концерном капиталовложений обернулись нехваткой средств для инвестиций в новые технологии. Ситуацию усугубляет хаос в руководстве.
Как сообщают местные СМИ, 11 сентября акционеры ZF уволили гендиректора Хольгера Кляйна, а затем и руководителя отдела коммерческих автомобилей Петера Лайера. Новый глава концерна Матиас Мидрейх заявил, что на этом вопросы персонала не исчерпываются - на очереди сотрудники кризисного подразделения по производству трансмиссий.
Свое решение новый гендиректор аргументирует снижением спроса на авторынке, в результате чего концерн столкнулся с переизбытком мощностей, затраты на которые нужно сократить, чтобы спасти остальных работников. Каким образом будет реализован этот план - будет решено в конце сентября. Мидрейх предложил рассмотреть несколько вариантов развития событий:
- сосредоточиться на производстве только тех компонентов, в которых они сильны, а остальные закупать;
- создать мелкие партнёрства или совместные предприятия;
- выделить подразделение силовых агрегатов в отдельную компанию.
В контексте высказываний Матиаса Мидрейха фраза «создать мелкие партнёрства» может иметь конкретное стратегическое значение. Это не про дружеские договорённости, а про глубокую трансформацию бизнес-модели. Что это значит на практике?
1. От вертикальной интеграции — к специализации
Традиционно крупные автоконцерны и поставщики вроде ZF стремились производить как можно больше компонентов самостоятельно (это называется «вертикальная интеграция»). «Мелкие партнёрства» — это отход от этой модели.
Вместо того чтобы пытаться делать всё самому и нести огромные затраты на НИОКР и производство, ZF может:
- сфокусироваться на своих ключевых компетенциях: определить, какие именно технологии и продукты у них получаются лучше всего (например, системы управления для электромоторов или софт);
- всё остальное отдать партнёрам: закупать у специализированных внешних компаний те компоненты, где ZF не является лидером по цене или качеству (например, сами электромоторы, элементы батарей и т. д.);
2. Формы «мелких партнёрств»
Эти партнёрства могут принимать разные формы:
- совместные предприятия: создание с партнёром новой, отдельной компании для разработки и производства конкретного компонента (риски и инвестиции делятся пополам);
- стратегические альянсы: долгосрочные договоры о сотрудничестве без создания совместной компании (например, ZF предоставляет свои патенты, а партнёр — свои производственные мощности);
- прямые закупки (аутсорсинг): ZF просто покупает готовые компоненты у специализированных производителей, которые могут производить их дешевле и эффективнее из-за эффекта масштаба.
3. Почему именно «мелкие»?
Ключевое слово — «мелкие». Оно противопоставляется модели «полного выделения» всего подразделения.
- «Мелкие партнёрства» — это точечные, адресные соглашения по конкретным продуктам или технологиям. ZF сохраняет контроль над стратегией и ключевыми активами, но гибко использует внешних партнёров для заполнения пробелов.
- «Полное выделение» — это радикальный шаг, при котором всё подразделение силовых агрегатов становится полностью независимой компанией. ZF теряет над ним прямой контроль и становится лишь акционером или клиентом.
Судя по всему, вместо того чтобы быть «универсальным солдатом» и нести все затраты самому, ZF хочет стать «архитектором» и «интегратором», собирающим конечный продукт из лучших на рынке компонентов, часть из которых производит сам, а часть — закупает у узкоспециализированных и эффективных партнёров.
Цель этой стратегии: резко снизить издержки, повысить гибкость и конкурентоспособность, сконцентрировав ресурсы и силы только на тех направлениях, где ZF действительно сильна.