Что такое человек? Часть 4: частный суд в духовном мире и эсхатология
Своим схождением в ад Христос уничтожил возможность адских уз бесконечно удерживать душу в этих условиях. Своей проповедью он призвал всех к нравственному изменению и дал возможность родиться «свыше», через нетленное семя «нового человека», для жизни «по Богу духом», всем, кто пожелает быть с ним в раю также, как разбойнику на кресте.
Частный суд в духовном мире
Но разрушив адские узы, Христос не уничтожил их, так как неизвестно - захотят ли все грешники («ветхие» личности[1]) пойти за Христом. Сознание и воля у личности остается, по этой причине у нее есть возможность и не пожелать становиться «новой» через рождение свыше, чтобы быть со Христом, и тогда вечная мука (Мф. 25:41,46) может продолжаться бесконечно.
А если так, то значит, вечную муку нужно понимать с точки зрения новой личности. С точки же зрения ветхой личности – это может быть и неплохое место, где она может в своем ветхом состоянии автономно существовать вне Бога. Ведь не просто так ветхая личность может отказаться от призыва Христа – нравственно меняться и становится новой. Например, прп. Иустин (Попович) высказывается об этом так: «Всем закоренелым грешникам, добровольно и упорно отождествившим себя со злом, будет дано вечно жить там, где им нравится, и в среде того, что они любят, то есть в царстве зла, где и вечные муки, и кромешная тьма, и плач, и скрежет зубов (см. Мк. 8:12, 13:41–42, 22:13; Лк. 13:28), и вечный огонь; где червь не умирает и огонь не угасает (см. Мк. 9:43, 44)»[2].
Касательно же того, что ждет там умерших младенцев, автор придерживается мнения проф. Несмелова: «Всех умерших в младенческом возрасте Спаситель привлечет к Себе и с любовью благословит их на вечную жизнь в Своем царстве, чтобы они научились там разумению истины и возросли на служение вечному добру»[3]. Но важно понять: развитие нового человека даже в духовном мире имеет характер волевого делания личности.
И если для этого в земной жизни какая-либо личность совершала внутреннее усилие в воздержании от ветхого образа жизни, то как быть личности, которая не знала или не искала Христа?
Личности соприкоснувшись с ним в духовном мире, осознав, что «все предметы христианской веры стали фактами существующей действительности»[4] и пожелав стать новой, придется «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22–24), «очистить старую закваску, чтобы быть… новым тестом» (1 Кор. 5:7,8), «совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:8–10).
Некоторым может показаться, что можно жить на земле так, как они посчитают нужным (т.е. по-ветхому), а в последние минуты жизни попросить у Бога прощения, позвать священника, чтобы "причаститься Тела и Крови Христа", пособороваться и (со своим ветхим порочным состоянием) войти по милости божьей в рай. Но ведь Христос сказал: «Царство Небесное силою берется, употребляющие усилие восхищают его и всякий усилием входит в него» (Мф. 11:12; Лк. 16:16); «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13–14).
Вероятно, найдутся люди, которые скажут: «Ну, так эти же слова имеют значение только в земной жизни». Это было сказано человеческой личности, а не его телесно-душевной природе. А личность – это понятие, которое относится не к категории времени, а к вечности. Она жительница одновременно материального мира и духовного. Поэтому, как в земной жизни, так и в духовном мире актуальны слова Христа: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35).
Царство Небесное напоминает притчу о брачном пире (Мф. 22:2–14), куда все приглашаются, только есть условие – нужна брачная одежда. Каким же образом она приобретается? Новый человек, который развивается при личностно-волевом подвиге и помощи благодати Духа Святого – это и есть та брачная одежда, которая никогда не отнимется. Почему никогда? В этом и есть бесконечная ценность нового состояния человека, которое сформировалось в результате жертвы Христа. Человек при помощи Духа Святого добровольно, осознанно и бескомпромиссно уничтожит ту возможность, при которой может развиваться ветхий человек, «совлечется ветхого человека с делами его», т. е. распнет своего ветхого человека (Рим. 6:3,4,6) «и облечется в нового», который «суть храм живущего в нем Святого Духа, Которого имеет от Бога» (1 Кор. 6:19), и по этой причине будет обладать свойством неотступности от него.
Поэтому прп. Иустин (Попович) и говорил, что учение Христа имеет ценность не только в земной жизни, но и в духовном мире: «Своим Богочеловеческим учением объял Он человека, где бы тот ни находился. Ведь Его учение – это спасительное благовестие для человека и на земле, и на небе, и в аду»[5].
Христос всем простит заблуждения, ошибки, прегрешения. Но что с того, если человек откажется начать нравственно меняться и становиться новым? Этим внутренним личностным волевым решением отвергается Дух Святой. Потому-то Христос и говорил: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:28,29). Личностно-волевой акт нужен, чтобы стяжать Духа Святого, чтобы Он стал неотъемлемой частью нового человека в Царствии Божием. Ведь «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).
Христос совершил свой подвиг не для того, чтобы даровать только прощение всем, – ведь можно продолжать вести ветхий образ жизни в рамках земного существования и после прощения, – но для того, чтобы даровать возможность измениться даже после смерти всем, кто захочет, и в новом состоянии постоянно пребывать с ним. «Спасение заключается в том, чтобы грешный человек перестал быть грешником и сделался бы истинным человеком от Бога. Он нуждается не в прощении его грехов, а в полном уничтожении их. Его (Христа) мученическая смерть за верность Божию закону жизни действительно составляет величайшую победу над злом и действительно может уничтожить собой всякий грех человека»[6].
По этой причине личности будет предложено и в духовном мире отказаться от своего ветхого состояния. Если же она не пожелает нравственно меняться, а например, захочет дождаться всеобщего воскресения, чтобы в духовном теле продолжать жить в своем мире с реализацией своих идей (по сути дьявольских), то, следовательно, она и останется в аду до всеобщего воскресения.
Еще одна причина, по которой Бог даст возможность сделать нравственный выбор в духовном мире, является поврежденность человеческой природы в данном периоде земной жизни. Эта поврежденность мешает и зародиться новому человеку и в полноте развиваться ему.
Таким образом, спасение может достигаться не в результате правильно совершенных внешних действий в земной жизни, а прежде всего нравственным личностно-волевым актом, который можно начать не только в земной жизни, но и совершить вне тела в духовном мире.
Эсхатология
Последний вопрос, который автор хотел бы разобрать и закончить учение о ветхом и новом человеке, является вопрос о вечности мучений после всеобщего воскресения и страшного суда (Мф.25:31-46).
Так как вопрос изменения нравственного состояния души вне тела был рассмотрен, то здесь ситуация немного другая. Если у личности без тела время для переосмысления до всеобщего воскресения было, то при пришествии Христа произойдет изменение тела из смертного и тленного в бессмертное и нетленное даже у грешников и, следовательно, времени на переосмысление своих поступков у них не будет (1 Кор. 15:50-55).
Если разбирать вопрос о праведниках нет смысла, так как и так понятно, что они наследуют Царство, уготованное от создания мира (Мф.25:34), то вопрос о вечном мучении грешников, автор хочет разобрать.
Автору пришлось перечитать большинство комментариев церковных писателей по этому вопросу, но он так и не нашел удовлетворительного ответа. Одна часть писателей уходит от ответа, а другая – кратко и не вдаваясь в рассуждения и подробности, высказывают о том, что это будут нескончаемые адские муки, и те, кто там окажется, никогда уже не смогут нравственно измениться и войти в Царствие Божие. В следствии чего у автора сразу же возникли вопросы:
- Если после Страшного Суда в аду невозможно будет нравственно измениться, то как это сходится с тем, что Христос даровал спасение всем?
- Получается разрушенные адские узы снова будут восстановлены навсегда?
- Каким тогда образом Сын Божий разрушил дела диавола (1 Ин. 3:8), если дела дьявола бесконечно будут жить, без возможности дальнейшего разрушения его дел?
- А как же тогда желание Бога, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), если он заложил возможность нравственно измениться только в земных условиях в поврежденном состоянии?
- И каким образом тогда будет «Бог все во всем» (1 Кор. 15:28), когда существует ад, а находящиеся там люди не могут нравственно измениться и следовательно, не могут выйти из ада и войти в Царство Божие?
Такие же вопросы могут возникнуть и у других читателей, после прочтения таких комментариев церковных писателей. Если смотреть через призму их комментариев, то ответы на поставленные вопросы будут противоречивыми.
Вообще этих вопросов и не возникло бы, если на все смотреть через призму личностного аспекта. Но ни один церковный писатель в своих комментариях не ставит вопрос, относящийся к личностному аспекту: «а если в аду проклятый беззаконник пожелает нравственно измениться?».
Если рассматривать эти вопросы через призму личностного аспекта, то таких вопросов не возникнет. Но так как вопросы заданы, а ответов автор не нашел[7], которые бы подходили для окончания этой работы, то автор постарается дать развернутые ответы на основании Священного Писания и догматов православного богословия. Принципиально нового относительно того, что было сказано, он не собирается излагать, а дополнит то, что было изложено ранее.
Начнем с озиции Бога в отношении человека по вопросу спасения.
- Забывает ли Бог свое творение? Нет: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы, и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).
- Призывает ли Бог встать человека от своего падения и вернуться к Нему? Да: «Так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8:4).
- Готов ли вступить в общение с человеком? Да: «воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер.33:3).
- Желает ли смерти беззаконника? Нет: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? …. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:21).
- Нужно осознание и переосмысление человека, находящегося в аду, чтобы он мог возвратится к Богу? Да: «И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет» (Иез. 18:27).
- Призывает ли Бог человека стать новым? Да: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать? Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших» (Иез. 18:27; 33:11).
Что Бог даст человеку, чтобы человек стал новым? «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:27). В этом состоянии, новый человек добровольно и осознано будет уставы соблюдать и жить по божьим заповедям.
Строгие христиане могут возразить тем, что будто бы, это было сказано только для людей, находящихся в этой земной жизни, а после Страшного Суда Бог может изменить отношение к тем, которые пойдут в муку вечную. Но Бог же не изменяем: «Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мих. 3:6).
Ранее было изложено, что Образ Божий – неотъемлемая часть человеческой природы, а это значит – нравственная динамичность будет неотъемлема даже в аду. Т. е. подобие Богу никогда не отнимается у личности, и поэтому даже в аду у личности может зародиться желание быть с Богом и воззвать к нему.
А это значит, что Христос своей жертвой в итоге заложил возможность для спасения всех и разрушения дел дьявола, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4) и чтобы был «Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).
Свщмч. Ириней Лионский высказывает мысль о том, что если бы не было возможности измениться человеку, то таким образом дьявол бы восторжествовал над Богом: «Ведь если бы человек, созданный Богом для жизни, покинув жизнь через поражение от повредившего ему змия, не возвратился уже к жизни, но полностью был предоставлен смерти, то Бог был бы побежден и развращенность змия возобладала бы над Божией волей. Но так как Бог непобедим и долготерпелив, то Он и явил Свое долготерпение в деле исправления человека и испытания всего»[8].
Проф. Несмелов говорит, что те «ценности», которые имеются в этой жизни – это принадлежность грубой смертной и тленной природы, тогда как после всеобщего воскресения состояние природы будет вышеестественное (сверхъестественное), и по этой причине все эти «ценности» будут обесценены: «…тогда уже нельзя будет господствовать над людьми, устрашая и поражая их муками голода или жажды или вообще какими бы то ни было физическими пытками… все материальные ценности там неизбежно должны будут потерять свое значение и естественно перестанут служить предметом человеческих желаний. Люди не будут тогда ни покупать, ни продавать, так как все, что можно было бы купить или продать, там окажется никому и ни на что не пригодным. Богач увидит там, что с золотом ему нечего делать, и бедный признает тогда, что он совершенно напрасно ранее завидовал бывшему богачу, и у бывшего вора тогда исчезнет всякое желание заниматься кражами никому не нужных сокровищ. Значит, тогда исчезнут все вообще ненормальные явления жизни, которые неизбежно возникают теперь на почве материальных интересов физического довольства. Поэтому даже и сам дьявол тогда ясно увидит, что все гордые замыслы его окончательно разрушены, и что никого уж он более не может смутить или обольстить, и никому уж он более не может показаться сильным вождем и царем; даже изначальные соратники дьявола ясно увидят, что дьявол – лжец, а Бог истинен, что на самом деле все от Бога и Богу принадлежит, а у дьявола не было и нет ничего. Все грешные люди, как и все падшие духи, уклонившиеся от истинной жизни и даже враждовавшие с ней, с откровением в мире Божия царства сами увидят, что они находятся вне его, и сами же увидят, что создавать жизнь, несообразную с Божиим царством, как в силу особых условий будущей жизни, так и особенно в силу чувственного присутствия в мире самого Бога и Творца всего мира, никакой возможности не будет»[9].
В притче о блудном сыне отец дал возможность выстраивать жизнь сыну по-своему (Лк. 15:11–32), так и Бог попустит выстраивать свой мир всем, кто не пожелает совлечься ветхого человека. В этом плане личность будет решать, сколько ей находиться в аду и, если в какой-то момент бытия она решит совлечься своего ветхого состояния и пожелает облечься в новое, то Дух Святой поможет в этом деле. Только выход будет очень непростым, как об этом высказывался свт. Григорий Богослов: «Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество, как сено, и потребляет легковесность всякого греха… Бог ничему так не радуется, как исправлению и спасению человека»[10]. Поэтому то, что может показаться невозможным, будет возможным благодаря Богу: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).
Строгие христиане могут возразить: «Получается, можно стать новым, а после, через какой-то период, можно пожелать пожить «по-своему» вне Бога, а потом снова вернуться к нему и так до бесконечности?» Суть крещения – это постепенное совлечение с ветхого состояния ума личности в новое. Оно потому будет самым трудным и продолжительным, т. к. во-первых: состояние природы человека будет не душевное, но духовное и нетленное, а во-вторых: нравственное изменение будет иметь односторонний процесс. Не Бог будет нравственно менять человека, а человек при помощи благодати Духа Святого – осознанно, хладнокровно, бескомпромиссно, безжалостно будет распинать в себе ветхую, злую, непокорную волю и одновременно изменяя и развивая ее в новую, что сделает в итоге человека новым творением во Христе (2 Кор. 5:17), без возможности когда-либо снова стать ветхим. Личность в новом состоянии никогда не захочет пожить «по-своему» вне Бога. Человек волевым деланием и помощью Духа Святого свою природу односторонним процессом приведет в неотступное состояние.
И если то человечество, которое будет находиться в аду, осознает все совершённые преступления свои и обратится (Иез. 18:27), и начнет таким непростым путем выходить из ада, то ад в итоге останется пуст от человека, имеющего творческую природу. Ведь дьявол, как личность, имеющая служебную природу, может выстраивать свой мир только благодаря творческой природе человека. Вот тогда действительно и будут полностью разрушены дела дьявола. Следовательно, у него останется выбор: или вечно мучиться со своими ангелами или нравственно меняться, благодаря помощи Бога. Только тогда и сможет реализоваться то, о чем говорил ап. Павел: «Когда же Бог все покорит Ему (Христу), тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).
Таким образом, спасение любого творения возможно даже и после страшного суда, но при условии, что личность пожелает отказаться от ветхого состояния, чтобы стать новым творением во Христе.
Выводы
Человек – созданное Богом творение, в которое Он вдунул личность, который имеет тело душевное, способное умереть. Человек по причине личностного богообщения, благодати Духа Святого и жизни по воле Божьей пребывал в нетлении и бессмертии. Был в естественном состоянии. Личность в этом состоянии не имела ложной волевой позиции к Богу.
Ветхий человек – не устоявшаяся в искушении и не утвердившаяся в Боге личность, живущая автономно от Него. Она также пренебрегает Духом Святым и «истлевает в обольстительных похотях» (Еф. 4:22). Имеет ложную волевую позицию к Богу. Душа находится в нижеестественном (противоестественном) состоянии. Имеет тело душевное, в состоянии «кожаных риз». После всеобщего воскресения ветхий человек будет иметь тело духовное, нетленное и бессмертное. По причине нежелания раскаяния, отсутствия синергии с Богом и не имея принадлежности к Духу Святому, будет вне Царства Божьего и в удалении от него.
Христос – во время земной жизни имел тело душевное, в состоянии «кожаных риз». До вступления в жертвенное служение душа его находилась в естественном состоянии, в результате крестной смерти сформировалось вышеестественное состояние. После Своего Воскресения имеет тело духовное, нетленное и бессмертное, пребывающее в состоянии вышеестественном (сверхъестественном). По причине синергии с Богом –пребывает в состоянии обожения, неотступности от него и невозможности совершать зло. Это новое состояние человеческой природы, которое всем верующим в него всевается Духом Святым в таинстве Крещения и рождения свыше, которое развивается благодаря помощи благодати Духа Святого и личностно-волевой решимости жить по воле Божьей.
Новый человек – это искушенная и утвердившаяся в Боге личность, живущая по воле Божией, с помощью Духа Святого уничтожающая возможность свернуть на путь зла. При внутреннем подвиге с помощью Духа Святого в удержании себя от порочного образа жизни душа находится в состоянии вышеестественном (сверхъестественном): «если внешний… человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16), но при отсутствии внутреннего подвига душа может снова падать до нижеестественного состояния. Также имеет тело душевное, в состоянии «кожаных риз». После всеобщего воскресения новый человек будет иметь как у Христа тело духовное, нетленное и бессмертное, пребывающее в состоянии вышеестественном (сверхъестественном). По причине синергии с Богом – будет пребывать в состоянии обожения, неотступности от Него и невозможности совершать зло.
По причине того, что душа человеческая обладает личностью, а личность сущностно получает питание от Бога через Божественные энергии, которые пронизывают все существующее (Деян. 17:28), то поэтому благодаря Духу Святому может соединяться личностно с Богом через эти энергии. Личность может в любом месте, в теле или вне тела, ощущать Христа, молитвенно общаться с Ним, питать ум Им и получать благодать от Него (2 Кор. 12:9).
Новым человеком можно стать только благодаря личностно-волевому (так как именно личность в глубинах ума и сердца принимает решение идти за Богом или жить автономно от него) деланию и помощи Духа Святого, который просвещает ум человека и дает силы, чтобы побеждать порочные желания, которые возникают вследствие поврежденной воли человека. Благодаря помощи Духа Святого, личность волевым усилием должна распять в себе ветхую, злую, непокорную волю и тем самым усвоить себе новое состояние человеческой природы Христа.
В главе "Становление нового человека Духом Святым" описан процесс, благодаря которому душа человеческая может соединяться с Богом, вследствие чего будет происходить нравственное развитие ее. Благодаря этому процессу постепенно начнутся изменения из ветхого состояния личности в новое. Это поможет противостоять развитию в самих себе и идеологии ветхого человека. Если же общество отказывается от стяжания Духа Святого и отказывается жить по Божьей воле и Его заповедям, к которым призывает Православная Церковь, то оно объективно ощутит последствия от этого решения. Деградация будет постепенно развиваться, т. е. в это общество будет проникать идеология ветхого человека, и следовательно, много средств будет вкладываться в формирование такого человека, что в итоге приведет к ужасающей деградации общества.
Так как личность создана по образу и подобию Бога и с нравственной точки зрения динамична («Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) – это подразумевает возможность нравственного бесконечного развития личности), то значит, у личности, которая находится даже в аду, не отнимается возможность нравственного изменения, т. е. у нее всегда остается возможность сделать нравственный поворот к Богу и тем самым навсегда уничтожить в себе злую, непокорную волю и стать новым творением. В духовном теле развитие нового человека волей личности уничтожает возможность вернуться в состояние ветхого человека.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции "Нашего Портала".
Примечания и список источников:
[1] Личность и в материальном, и в духовном мире всегда остается личностью, тогда как понятие «человек» может быть применимо только к связке человеческой души и тела. Поэтому до всеобщего воскресения в духовном мире находится не человек, а личность со своей душой.
[2] Иустин (Попович), преподобный. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Догматика Православной Церкви. Т.3. – М.: Паломник, 2004. – С. 302-303.
[3] Несмелов, В. И., профессор. Наука о человеке. Т.2. – Казань: Центральная типография, 1906. – С. 421-422.
[4] Там же. – С. 411-414.
[5] Иустин (Попович), преподобный. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Догматика Православной Церкви. Т.3. – М.: Паломник, 2004. – С. 267.
[6] Несмелов, В. И., профессор. Наука о человеке. Т.2. – Казань: Центральная типография, 1906. – С. 331-332.
[7] Впрочем, автор не считает, что ответов нет. Может какой-то малоизвестный церковный автор и высказывал иную точку зрения от большинства известных церковных авторов.
[8] Иустин (Попович), преподобный. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Догматика Православной Церкви. Т.3. – М.: Паломник, 2004. – С. 48-49.
[9] Несмелов, В. И., профессор. Наука о человеке. Т.2. – Казань: Центральная типография, 1906. – С. 410-414.
[10] Григорий Богослов, святитель. Т.1. Слова. – СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1912. – С. 543-544.