Каким будет новое учебное пособие по истории Беларуси для 11 класса, рассказала “Настаўніцкая газета”
О новом учебном пособии и программе по предмету «История Беларуси в контексте мировой истории» для 11-классников говорили на заседании комиссии по научно-методическому обеспечению исторической политики, которое состоялось в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
В нынешнем учебном году ученики 10 класса средних школ республики начали изучать новый предмет «История Беларуси в контексте мировой истории» (с древних времён до конца XVIII века). Для изучения предмета было создано учебное пособие, прошедшее апробацию в прошлом учебном году.
В этом году апробацию проходит пособие для 11 класса, охватывающее период с XIX до начала XXI веков. Учебник разработан авторским коллективом в составе опытных педагогов и ведущих учёных страны.
Министр образования Андрей Иванец рассказал, что в новом учебнике большое внимание будет уделяться периоду воссоединения белорусского народа в 1939 году, партизанскому и подпольному движению во времена Великой Отечественной войны и геноциду нашего населения. Важным разделом учебника станет период суверенной Беларуси и 30-летие президентской республики. Старшеклассникам расскажут о достижениях страны за этот период, которыми мы по праву гордимся. Не обойдут вниманием в новом пособии и попытки совершения цветных революций в нашей стране, в том числе в 2020 году. Этим событиям будет дана соответствующая историческая оценка.
В процессе апробации, который проходит в 14 школах, учителя могут высказывать свои предложения и пожелания, которые будут учтены при окончательном принятии учебного пособия. Новый учебник планируется представить к 1 сентября 2025 года.
Учебная программа, по словам руководителя авторского коллектива, декана исторического факультета БГУ Александра Кохановского, будет состоять из 68 часов на базовом уровне (2 часа в неделю) и 136 часов (4 часа в неделю) на повышенном уровне изучения предмета. Программа включает четыре раздела " Беларусь и мир в ХІХ — начале ХХ века”, “Беларусь и мир в 1917-1945 гг.", "Беларусь и мир во второй половине ХХ-первой четверти ХХІ в.", "Современная Республика Беларусь".
История нашей страны будет показана в контексте происходящих в соседних странах и регионах событий. Знания, полученные за время предыдущего обучения, будут обобщены и систематизированы. Будет сделан акцент на формировании у учащихся системы базовых ценностей, в первую очередь, положительного отношения к историческому прошлому, любви к Родине, патриотизму.
Апробация учебника на практике показала, что учащиеся положительно оценили новое пособие, хорошо структурированное и написанное доступным и интересным языком.
Знание истории своей страны является ключевым элементом национальной идентичности и культурного наследия. История помогает понять корни своего народа, его традиции и обычаи, что укрепляет чувство принадлежности и гордости за свою нацию. Понимание исторических событий и достижений позволяет осознать, через какие трудности и успехи прошла страна, формируя уважение к предкам и их труду. Это также помогает видеть, как различные культурные и политические процессы влияли на развитие общества и государственности.
Кроме того, знание истории играет важную роль в принятии обоснованных решений и формировании гражданской позиции. Исторические уроки помогают избежать повторения ошибок прошлого, способствуют развитию критического мышления и пониманию текущих событий в глобальном контексте. История учит нас ценить свободу, демократию и права человека, а также понимать ценность межнационального и культурного диалога. В конечном итоге, знание истории своей страны способствует созданию сплоченного общества, которое уважает свои корни и стремится к прогрессивному будущему.