30 января 2025, в 09:21.

«Режиссёр – сердце любого проекта»: Интервью с режиссёром и блогером Татьяной Хацкевич

В рубрике «Наши люди» мы знакомим вас с обычными белорусами, которые достигают успехов в разных сферах, делают нашу реальность лучше и становятся мотиваторами для других. Возможно, их истории кому-то помогут изменить жизнь к лучшему.

Наша сегодняшняя героиня Татьяна Хацкевич – дипломированный режиссёр и драматург, победитель международных фестивалей. Снимала документальное, художественное и биографическое кино, рекламу, социальные ролики и музыкальные клипы. Работала вторым режиссёром на Мосфильме. Автор проекта «Искусство как инструмент продвижения» и руководитель киностудии «BlessFilm», которая выпускает под заказ медиапродукцию всех видов.

Татьяна снимает всё, всегда и везде, помогает другим рассказывать о себе и продвигать свои бизнес-проекты. С неизменным энтузиазмом и юмором ведёт свой блог в Инстаграм @tanya_blessfilm, где не только даёт профессиональные советы по производству вовлекающего контента, но и рассказывает о компаниях, продуктах и своих впечатлениях обо всём на свете.

Фото: Слайды из личного блога Татьяны в Инстаграм @tanya_blessfilm

Среди работ Татьяны, которые можно увидеть на YouTube-канале, есть замечательные клипы, привлекающие внимание своим режиссёрским видением. Первый клип для группы «Дети детей» на песню "Я твои сны..." был снят Татьяной ещё в студенчестве, в Академии Искусств. Для съёмки социального ролика против интернет-зависимости "Game over" режиссёр взяла в аренду настоящего паука. При работе над постановочным клипом на песню ВИА Спецназ "Офицерская дружба" на военную тематику важно было воссоздать время, подобрать костюмы, соответствующие духу эпохи.

Фото: Кадры из видеоработ Татьяны.

Увлекательный обзор с сочной подачей материала был снят автором на свою розовую машинку GEELY GEOMETRY E, для чего пришлось разобраться во всех технических характеристиках автомобиля.

Мы побеседовали с Татьяной о кино, режиссуре, современных тенденциях, её работе и многом другом.

Фото из личного архива Татьяны.

- Татьяна, как Вы пришли в профессию, почему именно режиссура?

Это решение я приняла ещё в конце 10 класса, когда поступила на подготовительные курсы в Белорусскую государственную академию искусств (БГАИ). Мои одноклассники хотели поступать учиться на юриста, бухгалтера, учителя, маркетинг-менеджера. Многие решили связать свою жизнь с IT, хотя тогда ещё не были так распространены и востребованы профессии, связанные с компьютерными технологиями. Никто не догадывался о том, что программист станет самой высокооплачиваемой профессией. Это тогда было то же самое, что сейчас выбрать профессию интернет-менеджера или продюсера искусственного интеллекта. Одна я решила пойти в творческую профессию.

- Наверное, поступить на факультет «Экранных искусств» было сложно?

Да, это так. Курсы, на которые я пошла учиться, не гарантировали поступление, но там нас знакомили с профессией и готовили к вступительным испытаниям. Уже тогда я поняла, что конкуренция при поступлении будет очень высокой. Со мной на курсах учились более подготовленные ребята, начитанные и творческие, из гимназий и колледжей искусств. Некоторые уже имели первое образование, у многих были сняты свои короткометражные работы и написаны сценарии.

Мне было страшно, но страшно не то, что я не поступлю, а то, что не справлюсь. Однако курсы очень многое мне дали. Вёл их у нас известный театральный режиссёр и сценарист Вячеслав Сергеевич Киселев. Он учил нас классической режиссуре, по системе Станиславского и Мейерхольда, которая очень сильно завязана с театральной школой.

- Какие испытания пришлось выдержать, чтобы поступить?

Мы сдавали историю Беларуси, русский и белорусский языки и три творческих экзамена, что было самым сложным.

Первый из них – сценарий. Сценарий мы писали по картинке, которая доставалась нам случайным образом. На моей были изображены лошадь и девушка. Я придумала немного наивную и трогательную историю о девушке-инвалиде, которая очень любила лошадей, но думала, что никогда не сможет управлять лошадью. Однако её мечта осуществилась, и девушка исцелилась.

Сценарий нужно было расписать правильно: описать общий и средний план, хронометраж, что и когда мы видим в кадре. Комиссия при этом оценивает драматургию и видит, насколько ты мыслишь, как режиссёр, картинками.

За сценарий я получила хороший балл, 6 или 7 по десятибалльной системе.

Второй творческий экзамен, самый сложный из них, это этюд. Постановка должна была длиться 5 минут и включать в себя завязку, развитие и развязку. При этом нужно было взаимодействовать с актёрами, которыми были твои коллеги. Сценка могла быть и без слов. При этом экзаменаторы смотрели, как ты можешь быть режиссёром, организовывать актёров, объяснять им сценарий.

И последний, третий творческий экзамен, подразумевал чтение стихов, басни или прозы. Девушки чаще выбирали стихи Ахматовой или Цветаевой, парни – поэзию Маяковского или Бродского.

Затем был так называемый коллоквиум: собеседование, где часто задавали провокационные и нестандартные вопросы. Например: «Зачем тебе режиссура?», «Каковы твои дальнейшие планы?». Нас могли спровоцировать, сказав: «Ну, мы тебя не видим режиссёром» или «Ты не поступил» и оценивали, как ты грамотно выкрутишься, проявив смекалку. В такой ситуации нужно было доказать мастерам, что ты достоин учиться на их курсе.

Но это в том случае, если ты дошёл до коллоквиума, ведь многие слетали гораздо раньше.

Конкурс при поступлении был высокий - три человека на место, независимо от вида обучения, платное или бюджет. Поступали и люди старшего возраста, лет 35, уже имеющие опыт съёмок, которым нужно было получить образование для дальнейшей работы.

Такой путь я прошла, выдержав серьёзную конкуренцию. Меня взяли на курс к профессору Иванову Павлу Владимировичу. Это стало для меня очень важным событием, потому что сбылась моя мечта – стать режиссёром.

Фото из личного архива Татьяны.

- Что Вы сами подразумеваете под понятием “режиссёр”?

Режиссёр, по-моему, это в первую очередь создатель, организатор, идейный вдохновитель. Это настоящее сердце проекта. Без режиссёра любой вид визуального произведения будет иметь серые краски и невнятные очертания.

- Татьяна, Вы же ещё закончили ВГИК, верно?

После окончания Академии искусств я получила президентский грант по поддержке талантливой молодёжи, и нас отправили на месяц на стажировку в Москву. Для того, чтобы побыть на курсе у великих сценаристов, продюсеров, посмотреть, походить по экскурсиям. За этот месяц я вдохновилась на поступление во ВГИК.

Туда я поступила со второго или третьего раза, если считать неудачное поступление в магистратуру. Поступила я учиться на второго режиссёра. Это тоже ответственная должность на съёмочной площадке, ведь он отвечает за продюсирование и организационные моменты, расходование средств в рамках сметы, рассчитывает оптимизацию.

Фото: Слайды из личного блога Татьяны в Инстаграм @tanya_blessfilm

- Какие тенденции в режиссуре были в моде тогда и какие в последнее время? Как Вы к ним относитесь?

Тогда в Москве был в моде артхаус. Такие какие-то немного пошлые краски, странные люди. Когда посмотришь на этих персонажей и непонятно – то ли он обкуренный, то ли слишком пьяный. Может, я со своим детским умом тогда не могла найти оправдание этим действиям? Тогда были на слуху фильмы Звягинцева, которые отмечены многими наградами.

Артхаус — это кино, не рассчитанное на широкую аудиторию. Его также называют авторским, независимым, фестивальным, некоммерческим, элитарным, интеллектуальным.

Сейчас, на мой взгляд, часто люди делают такую «модную бессмыслицу», такой фарш: много ярких образов, модных картинок, но они не связаны с сильной драматургией. Оно всё просто рассыпается, ты не погружаешься в героя. Ты видишь его оболочку, и вроде бы досматриваешь фильм до конца, но у тебя в душе ничего не остаётся. Тенденция современности – это «модная пустота», я бы так это назвала.

- Татьяна, повлияло ли развитие ИИ на киноиндустрию?

Да, сейчас делают фильмы с искусственным интеллектом, и полный метр, и короткометражки. Мне, честно говоря, не нравятся искусственные персонажи. Я сейчас работаю с рекламой, где вся команда старается собирать фотографии из нейросетей. Мне они не близки: я вижу эти пластиковые лица, где-то перепонки на руках, где-то у мужчины нет кадыка – такие ляпы искусственного интеллекта. В нём нет души. Нет чего-то такого, что заставляет тебя оставить увиденное в себе, дать прорасти и как-то на тебя повлиять.

Пока так, но я не исключаю, что всё это будет развиваться и к чему-то приведёт грандиозному. Но мне кажется, что мы – люди и нам охота работать с людьми, с актёрами в кадре, с командой. Конечно, круто, что ИИ экономит бюджет и решает какие-то задачи быстрее, но всё равно живым людям будет хотеться смотреть живых людей и работать с коллегами по цеху.

- Недавно вышел первый белорусский анимационный фильм, созданный с помощью искусственного интеллекта. Как Вы считаете, скоро многие профессии в сфере кинематографии станут не нужны?

Нет, я так не считаю. Фестивали – они всё равно для живого кино, созданного реальным интеллектом. Тут многие люди не могут справиться со своим интеллектом, а им предлагают искусственный.

Фото из личного архива Татьяны.

- Какие навыки или качества наиболее важны для режиссёра?

Во-первых, стрессоустойчивость. Нужно понимать, что у одной и той же ситуации может быть разное развитие. Ты должен предвидеть самые худшие ситуации, надеясь на лучшее. Просчитывать эти форс-мажоры наперёд, сильно не расстраиваться и не разочаровываться, если что-то пойдёт не так.

Также «софт скиллс» тоже важны, то есть умение договориться, умение взаимодействовать с людьми. Уметь понять, войти в положение, потому что зачастую актёрам свойственно выгорать. Они начинают задаваться вечными вопросами: «Зачем я это делаю? Для чего? Моё или не моё?», могут о чём-то забыть или опоздать. Ты должен быть убедительным, не давить на человека, что самое важное. Быть хорошим, эмпатичным другом. Это качество, наверное, спасает даже самые провальные отношения.

Soft skills (в переводе с английского «мягкие навыки») - межличностные навыки и черты характера, дополняющие профессиональные компетенции (hard skills) и важные для эффективного взаимодействия с другими людьми.

 - Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее влияют на качество финального продукта?

Их много, но я хочу обратить внимание на неочевидный, но очень важный фактор. Когда рассчитывается продюсерский проект, необходимо закладывать дополнительный бюджет на форс-мажоры. Потому что часто люди стараются вписаться в определённую сумму, но при этом страдает качество и страдает команда, иногда увольняются работники и в результате всё рассыпается. Но если бы они закладывали 20-30% на этот форс-мажор, работать было бы проще и приятнее. Было бы понимание, что, если здесь что-то не получилось, у нас есть подушка безопасности.

И, как бы это плохо ни звучало, надо всегда искать запасные варианты. Что касается актёрского состава, даже лучших друзей-коллег, ты должен понимать: если человек сейчас со мной работает вторым режиссёром, у меня должно быть ещё два варианта на замену. Хоть люди и не любят просчитывать запасные варианты, это необходимо.

Ещё один важный фактор – наставники. Хорошо, когда рядом такой супервайзер, старец, мудрец, который тебе подскажет: «Таня, ты двигаешься не туда. У тебя в сценарии есть провал, слабое место, надо здесь усилиться». Не тогда, когда тебя окружают те, кто тебя хвалит, а когда есть такие, здравые критики, которые могут внести конструктивные поправки.

- Мы, зрители, иногда смотрим кино просто для удовольствия, без оценки качества работы режиссёра. А какие самые любимые фильмы у Вас как у профессионала?

Назову разные по жанру, но очень любимые: итальянский драматический триллер «Лучшее предложение» режиссёра Джузеппе Торнаторе (2013) и великолепный во всех смыслах американский фильм в стиле фэнтези «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона (2010).

Ещё я люблю художественный фильм «Три цвета: синий» Кшиштофа Кесьлёвского (1993) с прекрасной актрисой Жюльет Бинош и замечательной музыкой Збигнева Прайснера.

Обязательно советую всем посмотреть режиссёрскую версию фильма 2009 года режиссёра и продюсера Люка Бессона и фотографа дикой природы Яна Артюс-Бертрана «Дом. История путешествия» из цикла «Свидание с планетой». Это фильм о том, как снимался легендарный фильм «Дом», посвященный охране природы, и куда вошли уникальные кадры со съёмок.

- Первые два фильма из названных я смотрела и согласна с Вами, эти фильмы оставляют хорошее впечатление. Остальные тоже посмотрю обязательно! Но каковы шансы у независимого режиссера создать успешный фильм без участия крупных студий? Что, по Вашему мнению, необходимо для продвижения картины на мировой уровень?

Сильные мира сего, сильные продюсеры и студии - да, конечно, они помогают режиссёру создать грандиозный продукт. Но, если ты слабый режиссёр, то тебя могут легко заменить на любом этапе создания этого продукта.

Действительно добиться каких-то высот можно, только если ты посвятишь этому всю свою жизнь. Зачеркнёшь все остальные сферы своей жизни – семью, друзей, и посвятишь себя только карьере.

Смогла ли я посвятить свою жизнь кинематографии? Нет, конечно. Как раз сейчас я претерпеваю тот момент, когда я решила перейти в маленькие формы, а именно стать блогером. Сначала я развивала свой экспертный блог в Инстаграм @tanya_blessfilm, размещая посты про сценарий, про «киношное» дело, про крючочки в сценариях. Далее я пыталась кинематографически доносить любую рекламу, которая ко мне приходила. Этот маленький жанр тоже имел свою аудиторию.

Произошло это после кризисов. Я решила уйти, потому что в Беларуси достаточно сложно стать режиссёром художественного фильма, у нас всё же не совсем кинематографическая страна, фильмов снимается немного.

Фото: Слайды из личного блога Татьяны в Инстаграм @tanya_blessfilm

- Режиссёр – это только про кино? Ваша профессия помогает вам в обыденной жизни или, наоборот, затрудняет её?

 Я думаю, нет, не только про кино. Режиссёр – это про то, что ты можешь заниматься буквально всем. Вот мне недавно "прилетел" проект: подруга попросила визуально оценить и закончить дизайнерский ремонт квартиры. Оказалось, что у меня есть все необходимые качества и я могу организовать команду строителей и дизайнеров. Так что я решила попробовать себя ещё и в этом.

Если я смогла работать режиссёром в кино, а это реально сложная организация, куча форс-мажоров и многочасовой рабочий день, то уж стройка – это семечки. Я поняла, что смогу всё – смогу быть лидером и организатором везде.  Это про то, как работа помогает в обыденной жизни.

- Каков Ваш девиз по жизни? Или фраза, которая вдохновляет?

Всё делай с любовью. Если ты не чувствуешь любви, то и смысла нет. Это касается всего. Не стоит продолжать что-то делать, если к этому не лежит душа, без любви, так можно только «косяков» наделать. Ещё я всегда рассчитываю на самое худшее, а потом искренне радуюсь, когда в реальности получился классный, лучший вариант из всех возможных.

Фото из личного архива Татьяны.

- Какое будущее Вы сами видите для себя в профессии?

Я сейчас являюсь бренд-менеджером в банке по корпоративному сегменту, где мои качества хорошо помогают коммуницировать и создавать визуал.

Также я стараюсь работать маркетологом, менеджером по видеопродуктам и привязывать себя к большим компаниям, я работаю в банковском секторе и fashion-индустрии, а ещё на себя как индивидуальный предприниматель. Я не останавливаюсь и без работы не сижу, мой каждый день расписан, и мне это нравится. Меня больше вдохновляет, когда ты востребован обществом, а не когда сидишь и ждёшь годами свой фильм, свой «Оскар», ждёшь, когда тебя позовут на полнометражный фильм.

- За что Вы любите Беларусь?

 Да, я люблю Беларусь. Многие задают этот вопрос. Я родилась в Минске, но у меня бабушка жила в Заславле. У нас там есть небольшой сельский домик. Я часто возвращаюсь на свою малую родину, в Заславль, в этот домик, и когда у меня спрашивают: «Почему ты опять там, на выходных в Заславле?», я отвечаю, что это место напоминает мне беззаботное детство, когда все были живы, прабабушки, прадедушки, бабушки. Любовь, семья, запах луга и утренней росы. Время, когда рядом твои родные люди и тебя все любят. Вот это для меня – Беларусь, место, где тебя все любят.

Редакция «Нашего Портала» благодарит Татьяну за интересное и содержательное интервью и желает творческого вдохновения, неиссякаемой энергии и дальнейших успехов в её любимом деле!

***

Если вы хотите поучаствовать в проекте, рассказать о себе, свою историю или поделиться своим мнением, отправляйте запросы в телеграмм @pankattee.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.
—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.