Шахматы: любовь с первой пешки
Примерно год назад вышел американский мини-сериал «Ход королевы» (The Queen’s Gambit), ставший популярным и вызвавший пробуждение интереса людей к шахматам. Количество новых игроков на сайте для игры в шахматы Chess.com увеличилось в пять раз. Что же это за игра, которой увлекаются примерно 650 миллионов человек в мире, и в чём феномен шахмат?
"Шахматы – это море, в котором колибри может напиться, а слон – искупаться."
Индийская пословица
Шахматы – это логическая игра для двоих игроков, с помощью двухцветной шахматной доски на 64 клетки (8х8) и двух наборов из чёрных и белых фигур, по 16 штук в каждом. В «войско» каждого игрока входят 8 пешек, пара коней, пара слонов, две ладьи (или туры), ферзь (королева) и король. Каждая фигура имеет свои возможности для хода и ценность. Цель игры – поставить королю соперника «мат», то есть напасть на него так, чтобы вариантов уйти не осталось. При этом неважен численный и материальный перевес «войска». Термины «шах» и «мат», определившие название игры, происходят от персидской фразы «ShahMat», которая означает «шах (король, повелитель) мертв».
Родина шахмат – Индия конца VI века н.э., а прародительницей считается игра «чатуранга» или «четырёхсоставная», в которой участвовали 4 рода войск, состоявших из короля (раджи), слона, коня, ладьи и четырёх пешек, а очерёдность хода определялась броском игральной кости.
В VII веке игра пришла в Персию, где с течением времени видоизменилась и стала называться «шантрандж».После завоевания арабами Персии игра стала популярна в мусульманском мире. В шантрадж играли на доске 8x8, и у каждого из противников было по 16 фигур, как и в современных шахматах. Армии состояли из солдат (пешек), коней, слонов (тогда они были слабее), колесниц (ладей), советника или визиря (намного слабее, чем современный ферзь) и шаха (короля). Партия выигрывалась матом или уничтожением всех фигур одной из армий (за исключением короля).
В IX-Xвеке благодаря контактам с арабским миром игра проникла в Европу, где получила современное название. Шахматы были популярны у викингов. Известна старейшая находка 78 шахматных фигур, изготовленных из моржового клыка и китового зуба, на острове Льюис в Северной Шотландии. Внешний вид этих шахмат использовался в фильме «Гарри Поттер и философский камень», в сцене, где героям было необходимо сыграть партию в волшебные шахматы.
В Средние века шахматы неоднократно подвергались церковной обструкции, священники даже публично объявляли их - наряду с игрой в кости - "бесовским наваждением" и пытались запретить. Последние такие попытки предпринимались еще в XVII в., но в итоге шахматы "извести" все-таки не удалось.
"Шахматы воспитывают склонность к самостоятельному мышлению, а потому не следует их поощрять."
Фридрих Великий, прусский король
Страстными поклонниками шахмат были многие выдающиеся люди. Например, Тамерлан, Карл Великий, Спиноза, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин. Из документальных источников известно, что заядлым шахматистом был и Иван Грозный.
Ранее шахматные партии могли длиться очень долго, до нескольких часов или суток. В 1851 году, на первом международном турнире в Лондоне, помощник судьи сделал историческую запись: «Партия осталась неоконченной, поскольку оба противника заснули…». Затем установлен контроль времени, сначала с помощью песочных, а затем шахматных часов.
Фото Chess.com
Современные правила игры установились в XVI веке. Окончательно правила и вид фигур были стандартизированы в XIX веке, с середины которого начали проводиться шахматные турниры. В 1924 году возникла Международная шахматная федерация – ФИДЕ, которая организует международные шахматные турниры, публикует рейтинги и присваивает спортивные звания шахматистам. Шахматы имеют собственный праздник – Международный день шахмат, который отмечается 20 июля, в день основания ФИДЕ.
Первым официальным чемпионом мира стал австрийский и американский шахматист Вильгельм Стейниц в 1886 году. Спустя 8 лет, в 1894, новым чемпионом стал немец Эмануил Ласкер, который удерживал звание чемпиона мира целых 27 лет, дольше любого другого игрока в истории. В 1921 году в Гаване состоялся матч за звание чемпиона мира Ласкер – Капабланка, где победил кубинец. Хосе Рауль Капабланка, прозванный «шахматным автоматом» за практически безошибочную игру в лучшие годы, утратил свой титул в 1927 году в Буэнос-Айресе, проиграв русскому шахматисту Александру Алёхину.
С 1927 по 2006 года титул чемпиона мира принадлежал шахматистам России и Советского Союза (с двумя исключениями), самым разным по стилю, но, безусловно, великим.
"В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни."
Александр Алехин
Александр Алехин был выдающимся шахматистом, обладающим феноменальной памятью, необычайными счетными способностями и бешеной шахматной энергетикой. В 1933-м году шахматист дал сеанс вслепую на 32-х досках, который длился 12 часов и завершился с результатом +19-4 =9 в пользу чемпиона мира. С показателем 58% Алехин является лидером по числу выигранных партий среди всех чемпионов мира. При всем при этом он не был вундеркиндом, стал заниматься шахматами в 10-летнем возрасте и взошел на шахматный престол через 25 лет изучения теории и накопления опыта. В 1935 году последовала неожиданная утрата титула в матче с голландцем Максом Эйве, но уже через два года Алехин вернул себе шахматную корону и ушёл из жизни в 1946 году будучи действующим чемпионом мира.
Шестым в истории и первым советским чемпионом мира стал Михаил Ботвинник в 1948 году, одержав победу во впервые проводившемся под эгидой ФИДЕ турнире среди пятерых участников. Ботвинник был известен своей железной логикой и умением менять стиль как хамелеон, пытаясь найти слабости в игре соперника. Он проиграл матч Василию Смыслову в 1957 году, но по действовавшим тогда правилам через год состоялся матч-реванш, где Ботвиннику удалось вернуть себе титул. В 1960 году Ботвинник уступил Михаилу Талю, и вновь через год победил в матч-реванше. Эпоха Ботвинника завершилась лишь в 1963 году, когда его победил Тигран Петросян, а ФИДЕ отменила право на матч-реванш.
В 1969 году Петросяна, предпочитавшего оборонительный стиль игры, победил Борис Спасский. Титул чемпиона Спасский сохранял 3 года, пока в 1972 году в Рейкьявике не уступил одному из самых загадочных шахматистов в мире американцу Роберту Фишеру, ставшему одиннадцатым чемпионом мира. Знаменитый матч Фишера и Спасского привлек внимание всего земного шара, став частью противостояния СССР и США в «холодной войне». После своей победы Бобби Фишер перестал выступать в официальных соревнованиях, выдвигая неприемлемые условия, и в 1975 году ФИДЕ лишила его звания чемпиона. Планируемый матч с Анатолием Карповым, выигравшем в отборочных матчах претендентов, не состоялся, и 23-хлетний Карпов был объявлен двенадцатым чемпионом мира.
Анатолий Карпов играл в солидном позиционном стиле, обладая высочайшей техникой и профилактическим мышлением, оставаясь сильнейшим в течение 10 лет до его победы в 1985 году Гарри Каспаровым. Каспаров стал самым молодым чемпионом мира в возрасте 22 лет и 210 дней. Противостояние «двух К» продолжалось до начала 1990-х, за это время Карпов и Каспаров сыграли 144 партии в пяти матчах за звание чемпиона мира.104 партии завершились вничью, 19 выиграл Карпов и 21 выиграл Каспаров.
Гарри Каспаров был первым шахматистом, систематически использовавшим компьютеры для подготовки. Он не раз побеждал сильнейшие шахматные программы, однако в 1997 году уступил в матче суперкомпьютеру Deep Blue, созданному компанией IBM.
История создания шахматных машин датируется ещё восемнадцатым веком. В 1769 году в Вене появился шахматный автомат «Механический турок» или автомат Компелена. Он был предназначен для развлечения королевы Марии-Терезии. Машина действительно неплохо играла — внутри неё находился сильный шахматист, который и делал ходы.
Автором первой шахматной программы стал английский математик Алан Тьюринг в 1951 году. В тот момент ни один компьютер в мире не обладал достаточной мощностью для исполнения алгоритма ученого. Тьюринг самостоятельно тестировал созданную программу, выполняя вычисления вручную. Каждый ход рассчитывался в течение нескольких минут.
Шахматные программы сегодня сильнее людей-шахматистов. И это объяснимо, ведь компьютер имеет доступ к множеству баз: дебютных, эндшпильных, партий ведущих игроков, а также огромную скорость обработки информации и расчётов. Максимальный рейтинг чемпиона мира Магнуса Карлсена - всего 2877, а сильнейшей компьютерной программы (на данный момент Stockfish) - 3290.Противостояние машин и людей утратило актуальность, однако шахматные программы соревнуются между собой, а ещё используются для обучения и анализа игры. А главным «оружием» человека остаётся нестандартность мышления.
В 2000 году после пятнадцати лет сохранения чемпионского титула Каспаров проиграл матч на первенство мира Владимиру Крамнику. Крамник в 2007 году потерял звание чемпиона мира на чемпионате в Мехико, выигранном индийцем Вишванатаном Анандом. Ананд является признанным лидером в мире по игре блиц, представляющей собой шахматы с ограничением времени на обдумывание ходов, не более 10 минут для каждого из игроков.
Действующий чемпион мира Магнус Карлсен, родившийся в 1990 году, победил Вишванатана Ананда в Ченнаи в 2013 году. Карлсен до сих пор остается сильнейшим в мире шахматистом, только в 2019 году занявшим несколько первых мест на турнирах сильнейших. В 2014 году он достиг рекордного для людей рейтинга в классику - 2876 баллов по системе рейтингов Эло. Многие считают Карлсена сильнейшим шахматистом всех времён.
Совсем скоро, с 24 ноября по 16 декабря 2021 года, в Дубае состоится матч за звание чемпиона мира по шахматам. За шахматную корону будут бороться действующий чемпион мира Магнус Карлсен (Норвегия) и победитель турнира претендентов 2020/2021 Ян Непомнящий (Россия), оба родившиеся в 1990 году. Матч пройдёт под эгидой ФИДЕ. Посмотрим, будет ли у России новый чемпион мира по шахматам!
Научиться играть в шахматы не так уж и сложно. Достаточно знать расстановку фигур и правила, по которым они ходят. Необходимо строго соблюдать правило «дотронулся рукой до фигуры – обязан пойти» и другие «фишки» королевской игры. Желательно уметь записывать ходы с помощью общепринятых условных обозначений, чтобы анализировать партии и читать шахматную литературу. Чтобы победить, следует обдумывать не только свои ходы и выбирать наилучший из них, но и предугадывать замыслы соперника. Мыслить «линиями», занимать центральные поля и не зевать, расставлять ловушки и приносить в жертву фигуры. А дальше начинается практика игры, в которой есть бесконечное множество вариантов!
Подсчитано, что возможное количество партий, или Число Ше́ннона, составляет 1х10120, что превышает число атомов во Вселенной, которое оценивается всего лишь в 1х1080. Есть интересная шахматно-математическая задача, известная с XVIII века как задача Л.Эйлера: обойти всё поле конём, не пропуская и не повторяя ни одной клетки. Так вот, эта задача имеет более 13 триллионов решений!
"Шахматы — это гимнастика для мозгов."
Блез Паскаль
Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале “Wechsiler”. Людям старшего возраста психологи рекомендуют шахматы как профилактику болезни Альцгеймера. По словам Михаила Ботвинника, научиться хорошо играть в шахматы нелегко, а разучиться в них играть невозможно.
Умные родители, понимая пользу раннего развития логики и умения мыслить стратегически, отдают своих детей на курсы обучения шахматам уже с дошкольного возраста. Русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры».
После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: «Дети и шахматы нашли друг друга». Дети легко запоминают названия фигур и правила игры, их захватывает дух соревнования, и шахматы становятся для них увлекательным занятием.
В нынешних школах уроков логики нет. А играя в шахматы и делая выбор из нескольких ходов, ребёнок анализирует, самостоятельно рассуждает и вырабатывает решение, предварительно приняв на себя ответственность! Шахматы помогают упорядочить мысли, оживить воображение, преодолеть застенчивость, воспитать усидчивость и настойчивость, укрепляют память и учат принятию нестандартных решений.
Книг, обучающих игре в шахматы, существует множество. Начать изучение теории возможно с книги «Шахматы. Играйте и выигрывайте!» Николая Калиниченко, сочетающей в себе учебное пособие и энциклопедию. А ещё - скачать в Playmarket приложение Chess.com, которое позволяет проходить уроки игры, решать ежедневные задачи, играть с компьютером и соперником в сети, анализировать свои партии, читать статьи и смотреть онлайн шахматное ТВ. Бесплатная версия приложения, не требующая подписки, предоставляет достаточно возможностей для начинающих.
Позвольте себе самостоятельно оценить красоту и мощь этой замечательной игры. И когда вы почувствуете восторг победы, то уже никогда не сможете оставаться в стороне от шахматной доски.
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.