20 января 2025, в 18:20.

Баланс между работой и личной жизнью: нужен ли в Беларуси закон, позволяющий работникам «отключаться от работы» в нерабочее время?

Аналитики с Рraca.by, ссылаясь на недавно принятый в Австралии закон, предоставляющий работникам возможность игнорировать в нерабочее время звонки и сообщения от руководителей (за исключением обоснованных случаев, что будет отслеживаться комиссией по справедливому труду), решили выяснить мнение жителей Беларуси по поводу актуальности аналогичной практики в нашей стране. Что из этого вышло и что думают по этому поводу сами авторы опроса? Об этом читайте в материале ниже.

Нужен ли нашей стране подобный закон?

Первый вопрос, который мы решили задать пользователям нашего сайта: «Нужен ли подобный закон в нашей стране?». Я бы обратил внимание на два момента. Во-первых, важен не только закон, но и как он будет выполняться. Если он оторван от жизни, то какой в нем прок? Например, Трудовой кодекс запрещает дискриминацию в сфере трудовых отношений, но это не значит, что запрет настолько эффективен (вряд ли кто-то вам откажет в письменном виде, сославшись, например, на то, что вы возрастной кандидат). То есть если внести соответствующие поправки в Трудовой кодекс, то вряд ли это принесет какой-то выдающийся результат, хотя сам факт может положительно повлиять на общую ситуацию. Во-вторых, если внимательно присмотреться к Трудовому кодексу, то там можно найти достаточно статей, которые защищают работника (речь о времени отдыха, в т.ч. в выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска), и подобные поправки избыточны.

Проблема в другой плоскости, а именно в правовой грамотности работника. Тот, кто не хочет, чтобы его беспокоили в нерабочее время, просто игнорирует сообщения и звонки: он знает свои права и защищен. Впрочем, большинство участников нашего опроса (37%) считают, что такой закон нужен, и лишь 14 % ответили отрицательно. Почти 25 % логично считают, что толку от этого будет мало, и почти столько же не знают, что из этого выйдет.

Как вы относитесь к звонкам или сообщениям в нерабочее время?

Почти половина участников опроса (47%) негативно относятся к тому, что руководитель их тревожит в нерабочее время. И ладно бы это происходило редко, но самое страшное, что через некоторое время это становится нормой. Правда, чуть более 26% участников готовы с пониманием отнестись, если об этом их предупреждали, когда они устраивались на работу, и не требуется немедленное решение задачи. Почти десять процентов готовы на все закрыть глаза, если решение задач, поставленных таким образом, щедро вознаграждается. Лишь 16% участников с пониманием относятся к звонкам и сообщениям в нерабочее время.

Кстати, в последнее время набирает популярность концепция work-life blended, когда стремятся сочетать рабочие и личные задачи, а не разграничивают их как в концепции work-life balance. Для таких людей не будет считаться проблемой звонок руководителя в нерабочее время.

Впрочем, сами сотрудники являются кузнецами своего «счастья», приучая руководителей связываться с ними в любое время. Постоянно переписываясь с руководителем, сотрудник показывает, что с ним можно связываться в любое время. То есть проблема может быть и в самом сотруднике, который старается показать свою лояльность. 42% участников опроса моментально готовы ответить руководителю, даже если им это не нравится; почти 48% сделают это через паузу и только около 10% проигнорируют.

Имеют ли смысл такие звонки и сообщения и выгодны ли они нанимателю?

Более 61% участников опроса уверены, что если руководитель пытается связаться в нерабочее время, то наверняка это что-то важное. На самом деле все не так просто. Интересно, что, оценивая результаты одного исследования, эксперты пришли к выводу, что работники слишком переоценивают важность сообщений и звонков руководителей в нерабочее время. Это, скорее, привычка, чем производственная необходимость, и многие руководители даже не задумываются об этом, отправляя сообщения, хотя для многих работников это стресс.

Как решать проблему?

Что со всем этим делать и как выстраивать границы? Естественно, есть руководители, с которыми будет невозможно договориться, хотя 58 % опрошенных именно на это рассчитывают и будут действовать по итогам разговора. Конечно, откровенный разговор — это хорошо, но вряд ли многие на него осмелятся, тем более что для некоторых руководителей скорость ответа подчиненного — это чуть ли не ключевой показатель продуктивности. Кстати, в одном американском исследовании был описан случай, когда руководитель писал задания в рабочее время, а отправлял их в полночь, пытаясь продемонстрировать подчиненным свою работоспособность.

На мой взгляд, лучшая стратегия — это проявлять гибкость в такой ситуации. Если вы видите, что сообщение важное, то стоит ответить; если не очень, то можно ответить через паузу или подтвердить получение, написав, что ответите, когда освободитесь. Таким образом, вы демонстрируете, с одной стороны, что вы на связи, а с другой — что у вас есть личная жизнь в нерабочее время.

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.