Этот день в истории… 22 ноября 1960 года в СССР произведены первые «Запорожцы»
22 ноября 1960 года на Запорожском заводе «Коммунар» произведена первая партия малолитражных автомобилей ЗАЗ 965 «Запорожец».
ЗАЗ 965 был первым серийно производимым автомобилем завода в городе Запорожье, Украинская ССР. Он был представлен на Брюссельском автосалоне в 1959 году и сразу же привлек внимание своим компактным размером и низкой стоимостью. Изначально производство малолитражки планировалось в Москве, но не хватало производственных мощностей, и поэтому было принято решение о выпуске «Запорожца» в Украине.
В то время в Советском Союзе автомобили были роскошью, доступной лишь немногим. Поэтому появление ЗАЗ 965, который был доступен для широких масс, стало настоящим событием. Его цена была значительно ниже, чем у других советских автомобилей, что сделало его популярным среди потребителей. Судите сами, «Запорожец» стоил 16 000 рублей, «Москвич» около 25 000 рублей, «Волга» более 50 000 рублей. До начала производства «Жигулей» оставалось еще более 10 лет.
ЗАЗ 965 создавался на базе знаменитого итальянского автомобиля «FIAT» 600. Но подвергся значительной модернизации советскими инженерами, в результате чего в нем появился ряд новаций, в частности изменилась форма кузова. В результате автомобиль получил в народе прозвище «Горбатый». Автомобиль благодаря легкой массе оказался очень экономичным, а также был очень дешевым в обслуживании. Однако, были и минусы. Двигатель оказался слишком слабым. При объеме 746 кубических сантиметров, он выдавал всего 23 лошадиные силы. Максимальная скорость составляла 90 км/час.
Хотя "Запорожец" был не способен конкурировать с более мощными и комфортабельными автомобилями, он стал весьма популярным средством передвижения для тех, кто мог позволить себе только бюджетный транспорт. Его простота и доступность сделали его символом массового автомобиля в Советском Союзе.
Сегодня ЗАЗ 965 является коллекционным автомобилем, привлекающим внимание любителей ретро-техники. Он остается символом советской автомобильной индустрии и ее стремления к созданию доступного транспорта для всех.