Умное целеполагание: как ставить цели по SMART?
Во всём важен научный подход, поэтому к такому делу, как постановка целей, тоже нужно подходить грамотно. Есть множество теорий, как правильно ставить цели. Рассмотрим одну из наиболее популярных – техника постановки целей SMART.
Целеполагание является одним из важных этапов стратегического бизнес-планирования в менеджменте. В обычной жизни постановка целей также позволит добиваться исполнения желаний и послужит вехой, отмечающей ваши достижения, задаст верное направление движения.
Цель – это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый период времени, или мечта, имеющая сроки исполнения. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, личные и профессиональные. Классификаций много, например, вот группы целей, которые мы выработали для себя в нашем Клубе достижения целей:
- Дело жизни (бизнес, карьера, профессия, доходы);
- Здоровый образ жизни;
- Семья, отношения (с любимым человеком, родственниками, друзьями);
- Быт, хозяйство;
- Качество жизни (комфорт, радость от жизни);
- Социальные (общественная деятельность, благотворительность);
- Саморазвитие.
Достижение цели зависит от её формулировки, её «образа», и первый шаг к успеху дела – правильно сформулированные цели.
Как же необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам нужен? Цели должны быть «умными». Само слово «smart» и означает «умный» в переводе на русский язык. А ещё SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:
- S – specific – конкретный,
- M – measurable – измеримый,
- A – attainable, achievable – достижимый,
- R – relevant – значимый,
- Т – time-bound – ограниченный во времени.
Пройдёмся вкратце по этим критериям постановки целей.
S – цели должны быть обозначены в виде чётких результатов, не размытыми. Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность её достижения.
Сформулировать цель более точно поможет ответ на вопросы: какого результата я хочу достичь за счёт выполнения цели и почему? Кто вовлечён в процесс достижения цели? Какие ограничения или дополнительные условия существуют?
Всегда действует правило: одна цель – один результат. Если при постановке цели выяснилось, что требуется достичь нескольких результатов, цель должна быть поделена на несколько целей или шагов.
Цели, которые нельзя преобразовать в конкретный результат, отбрасываются.
Пример: У парня есть цель научиться ораторскому мастерству. Конкретна ли эта цель? Нет, так как не определён конкретный результат. Нужно её сформулировать, как вариант, в таком виде: я востребован как оратор и ежемесячно выступаю публично перед 100 слушателями.
M – цели должны быть измеримыми с помощью количественных или качественных показателей. Так, распространёнными критериями измеримости целей служат финансовые показатели.
В постановке измеримой цели помогут вопросы: когда цель будет считаться достигнутой? Какой показатель будет показывать, что цель достигнута? Какое значение у данного показателя должно быть для этого?
Пример: Девушка хочет постройнеть к новогоднему корпоративу. Как ей узнать, что она достигла цели? Сформулировать нужно так: я уменьшила свой вес на 5 килограммов относительно нынешнего веса к 31 декабря 2022 года.
A – цели должны быть достижимы в принципе, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учётом всех имеющихся ресурсов и ограничений.
Вопросы для определения прохождения данного критерия: а возможно ли достигнуть эту цель вообще? За счёт чего? Что может быть ограничениями при достижении цели и возможно ли их преодолеть?
Из списка целей на этом этапе сокращаются недостижимые: имеющие высокий уровень риска, требующие больших ресурсных затрат.
Пример: Молодой человек хочет подняться на Эверест (или полететь на Марс). Возможно ли достижение этой цели? В принципе, да, в случае наличия значительных финансовых ресурсов и достаточно хорошей физической формы. Но в каком-то конкретном случае эта цель может быть недостижимой.
Надо признать, что на практике существуют цели, с большой вероятностью недостижимые в процессе жизни конкретного человека, однако имеющие важное значение в жизни последующих поколений.
R – цели должны быть реалистичными и значимыми, то есть действительно необходимыми и приносящими положительный результат.
На этом этапе полезно будет спросить: что мне принесёт достижение этой цели? Действительно ли мне это необходимо? Если вы не слишком заинтересованы в результате или в общей картине он не представляется особенно важным, то мало шансов на ваше неуклонное стремление к цели.
Если при выполнении задачи результат не будет ощутимым – такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов.
Пример: Моя цель – прочитывать 3 книги ежемесячно. Зачем это нужно и принесёт ли это какой-то результат? Цель поставлена нечётко, результат не определён. Заменим её на другие: расширить свои знания на тему космоса (подставьте любую), чтобы свободно общаться на эту тему, или: с помощью чтения трёх художественных книг в месяц увеличить свой словарный запас до 10 тысяч слов.
T – цель должна быть ограничена по выполнению во времени. Это предполагает наличие определённого финального срока, после наступления которого цель будет считаться недостигнутой. Установление разумных временных рамок помогает контролировать процесс.
Пример: Подготовить доклад об итогах работы отдела за 3 квартал к совещанию руководителей. Если не указать конкретный срок, например, к 28 декабря, то смысл выполнения этой задачи будет утрачен.
Таким образом, вы можете проверить каждую из целей вашего списка на соответствие критериям SMART и сформулировать её правильно, что будет способствовать её достижению.
*Подготовлено по материалам Клуба достижения целей