Fallout 3 от «Беседки»: сплав двух первых частей оригинальной игры с особой «изюминкой»
Fallout 3 появился на свет спустя 10 лет после релиза второй части оригинального «Фолыча» благодаря студии «Bethesda». «Тройка» получилась своеобразным синтезом двух первых игр серии, поскольку её сюжетная линия во многом схожа с ключевыми моментами сценариев Fallout 1 и Fallout 2. Немаловажным обстоятельством стал и акцент на мрачную действительность пережившего ядерную войну мира, сохранивший дух предшественников. Одной из «изюминок» детища «Беседки» стала возможность от первого лица увидеть все «прелести» постапокалипсиса.
Разумеется, Fallout 3 – это не какой-то ремейк или пересказ первых частей игры, а отдельная история со своими особенностями. Поэтому не стоит заблуждаться тем, кто решил, что, обшарив Столичную пустошь (действие Fallout 3 происходит в Вашингтоне и окрестностях), они приобщились к Fallout 1 и Fallout 2 – чтобы «вкусить смак» этих шедевров, с ними нужно познакомиться непосредственно. Но заметное сходство между ними так или иначе есть.
Что общего у Fallout 3 и оригинальных частей?
Во-первых, как уже сказано выше, гнетущая атмосфера выжженного ядерным огнем мира. Этот момент игроку дают прочувствовать в первой же сцене, когда он выбирается из убежища на поверхность Земли. Если руины жилого квартала и прочей инфраструктуры, которые сразу же открываются взору, можно списать на обычные военные действия, то, например, выросшие под воздействием радиации до гигантских размеров муравьи сразу дают понять о характере произошедших здесь событий. А прошвырнувшись чуть дальше (до ближайшего магазина), можно встретить самую опасную мутировавшую тварь, обитающую на пустошах.


Во-вторых, общие черты имеют также сюжетные линии «Тройки» и двух её предшественников:
- В Fallout 1 нам приходится решать проблему с питьевой водой (поиск водяного чипа для выживания обитателей родного убежища 13) и спасать население пустошей от истребления супермутантами.
- В Fallout 2 мы разыскиваем Г.Э.К.К. для спасения наших сограждан из Аройо и устраняем угрозу со стороны Анклава, члены которого вознамерились уничтожить всех жителей планеты, чтобы освободить жизненное пространство для себя любимых.
Сценарий Fallout 3 также строится на всех вышеперечисленных пунктах:
- Нам необходимо решить проблему обеспечения населения пустошей пригодной для употребления в пищу водой - проект «Чистота», из-за которого папаня нашего героя ушел в неизвестность, вынудив паренька отправиться за ним следом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Данная задача решается, опять же, через поиски Г.Э.К.К. и попутную ликвидацию расплодившихся супермутантов, ставших бичом Столичной пустоши.
- Нам необходимо уничтожить Анклав, который вновь собрался уничтожить всех людей, чей ДНК не соответствует анклавовским критериям чистоты.
Если в Fallout 2 эти господа хотели запустить механизм массового уничтожения неугодных через распространение смертельного вируса посредством воздушных масс, то здесь они собрались сделать то же самое, только доставляя заразу до адресатов через питьевую воду с помощью все того же проекта «Чистота».
Таким образом развитие событий в Fallout 3 во многом происходит при тех же причинно-следственных связях, что и в первых двух частях серии.
Предполагает ли вышеуказанное обстоятельство уникальность и самобытность «Тройки»? Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно, поскольку найдется немалое количество аргументов как «за», так и «против». И спорить на этот счет можно бесконечно, поэтому пусть каждый решает сам. Но совершенно точно здесь можно сказать то, что Fallout 3, кто бы что о нем не думал, вернул из небытия одну из лучших игр и стал отправной точкой её дальнейшего развития.
«Тройку» можно ругать, например, за «кривую» механику стрельбы, за тот же сюжет (скажем, недостаточно актуализированную проблему отсутствия чистой питьевой воды, из-за которой все и началось – дескать, не ощущается её влияние на качество жизни населения пустошей) и т. д… Но кто знает, что сегодня было бы с данной серией игр, если бы не это детище «Беседки»? Да – возможно, что кто-то справился бы с её возрождением гораздо лучше, а возможно – никакого Fallout вообще не было бы.
Стоит отметить и еще кое-что - дополнения к игре.
Broken Steel - продолжение основной сюжетной ветки Fallout 3
После очередного разгрома Анклава (уничтожение главарей группировки и её опорных баз) выясняется, что его выжившие члены не только не утратили свою боеспособность, но и продолжают скоординированную деятельность, оставаясь тем самым главной угрозой для Столичной пустоши.
Исходя из этого, в нашу задачу входит:
- выяснить - кто, откуда и каким образом руководит уцелевшими подразделениями Анклава;
- добить группировку либо уничтожить опорную базу её главного противника и, соответственно, нашего союзника – Братства стали (также на выбор предлагается еще несколько целей – например, крупнейшее поселение Столичной пустоши Ривет-сити).
Как видим, в Fallout 3 вариативность действий не просто сохранена, а имеется возможность кардинальным образом изменить ход развития событий. Хотя на дальнейшем игровом процессе это каким-либо существенным образом не скажется.
Operation Anchorage, или Приключения в виртуальной реальности
Здесь нам представится возможность оказать помощь отколовшейся от основного состава Братства стали группировке «Изгои» проникнуть в неприступный армейский склад, где хранится уникальное снаряжение.
«Изюминкой» среди трофеев являются китайский костюм-невидимка, нарядившись в который можно легко уничтожить любого противника без какой бы то ни было угрозы с его стороны.
Однако, необходимо отметить три нюанса:
- нападение на противника должно производиться исключительно в режиме скрытности и с использованием либо холодного оружия/рукопашного боя, либо огнестрела с глушителем;
- развитый до 100% навык «Скрытность»;
- Параметр «Ловкость» - 10.
При соблюдении указанных условий враг не сможет нас обнаружить ни при каких обстоятельствах, даже если он выживет после первого и последующих ударов/выстрелов по нему – он будет бегать, искать и даже натыкаться на нас, но так и не увидит. Тоже самое касается и его спутников, если таковые имеются.


Если использовать такую стратегию, то процесс прохождения Fallout 3 начинает, что называется, играть совершенно иными красками. А поднять до необходимого уровня соответствующие навыки помогают как «Пупсы» (новшество «Тройки»), так и свойства снаряжения – костюм-невидимка, в частности, дает +15% к скрытности.
По завершении этого дополнения персонаж получает еще один неочевидный бонус в виде весьма полезной способности для тех, кто предпочитает стиль прохождения "Напролом". Приобрести эту способность можно и другим способом, но ближе концу игры и следуя основной сюжетной линии.
The Pitt: исправление ошибки Братства стали
Это командировка за пределы Столичной пустоши, в ходе которой игроку придется сделать довольно непростой выбор – на чью сторону встать в противостоянии рабов и рабовладельцев. Казалось бы, выбор здесь очевиден – последних необходимо уничтожить без всяких сомнений и жалости. И в этом плане как раз-таки все ясно, но вопросы вызывает и вожак невольников, чья цель – а точнее, способ её достижения – выглядит весьма спорно с морально-этической точки зрения.
Приключения в Питтсбурге прекрасно дополняют концепцию постапокалиптической действительности, с «прелестями» которой приходится иметь дело обитающим в ней людям. Объективные факторы - радиация, болезни, мутации и прочее - усугубляются рейдерами и рабством, за которыми стоит бывший паладин Братства стали.
В этом дополнении можно разжиться штурмовой винтовкой, оснащенной оптикой и глушителем, которая будет весьма кстати при прохождении игры в «стэлс-режиме» с костюмчиком из Operation Anchorage, поскольку другого адекватного бесшумного огнестрела в Fallout 3 фактически нет (кроме пистолета 10 мм., огневая мощь которого оставляет желать лучшего).
Point Lookout
Еще одна вылазка из бывшего столичного региона США. На этот раз - в бывший штат Мэриленд, где игроку предстоит пошариться по местным болотам, повзаимодействовать с сектантами, немного «вкусить» мистики и, опять же, выбрать одну из противоборствующих сторон (или навсегда «успокоить» обоих конкурентов).
Из этого дополнения каких-либо ценных трофеев вынести не получится, т. к. их здесь нет (разве что винчестер «Бэкуотер» с неплохим уроном). Но оно интересно своей атмосферой – благодаря только одному «болотному народцу» игра приобретает особый колорит – и сюжетом, закрученным вокруг борьбы двух прохиндеев, родившихся еще до начала ядерной войны.
Mothership Zeta: группа людей из разных эпох против "космических укурков"
Тема пришельцев из космоса мимолетно затрагивалась как в Fallout 1, так и в Fallout 2. В первой части во время похождений по пустошам за пределами населенных пунктов можно найти потерпевшую крушение «летающую тарелку», а у одного из валяющихся рядом с ней трупов инопланетян – уникальный бластер. Во второй части также имеется мертвый «зеленый человечек», однако ничего полезного у него нет.
В Fallout 3 она развита гораздо шире и представлена отдельной сюжетной веткой в лучших традициях историй про НЛО – похищение, опыты над людьми, бегство из лаборатории и все такое. После того, как мы вдоль и поперек облазим корабль пришельцев и захватим над ним контроль, нас ждет эпичный космический бой с еще одной такой же «посудиной».


Ценным приобретением после завершения данного квеста является инопланетное спецсредство, которым можно ремонтировать не только трофейное оружие пришельцев, но и земные «стволы» - в том числе и добытую при прохождении Operation Anchorage винтовку Гаусса, что представлена в Fallout 3 в единственном экземпляре, в связи с чем чинить её нечем и приходится обращаться к специально обученным персонажам.
Fallout Mod Manager и любительские доработки игры
За время своего существования Fallout 3 "оброс" и множеством неофициальных дополнений в виде различных модов, что интегрируются в игру посредством программы Fallout Mod Manager. Пользоваться ей довольно просто, хотя ряд из них всё-таки придется активировать вручную, копируя отвечающие за визуал файлы в соответствующую папку. В противном случае некоторые объекты отображаться не будут - например, отдельные части тел персонажей, на которые одета какая-нибудь нестандартная броня.
Среди фанатских модов достаточно много действительно полезных и интересных вещей - начиная с патчей, исправляющих/дополняющих отдельные моменты игры, и заканчивая проектами, сопоставимыми по масштабам с официальными дополнениями. В частности, один из таких модов (отечественного, кстати, производства) посвящен "Институту". Знатоки Fallout 4 возможно удивятся, но его концепция в немалой степени предугадала сценарий бостонских событий.
В числе "мелочей" стоит отметить весьма полезный патч, позволяющий ремонтировать оружие посредством кусков обыкновенного металлолома, которые валяются на каждом шагу. Такое внедрение нивелирует неудобства, вызванные необходимостью постоянно "шаманить" своё снаряжение. Во-первых, существенно облегчается доступ к необходимым компонентам; во-вторых, освобождается место в инвентаре - с собой больше не нужно таскать аналогичные "стволы", чтобы раздербанить их в нужный момент. Кстати, этот момент в некотором роде также был реализован позже - в виде "Ремонтных наборов оружейника" в Fallout New Vegas.
Благодаря таким дополнениям Fallout 3 продолжает жить и по сей день, вызывая интерес не только у новичков, но и у игроков, излазивших его вдоль и поперек. Однако стоит помнить, что помимо полезных доработок существуют и нежелательные - от несовместимых друг с другом и "криво" работающих, до откровенно портящих игру модов. Поэтому перед установкой лучше изучить их содержание и на всякий случай сохранить резервную копию текущей конфигурации файлов, чтобы иметь возможность "откатить" ситуацию назад.