17 декабря 2024, в 15:49.

К столетию белорусского кино: нам есть чем гордиться

17 декабря отмечает 100-летний юбилей белорусский кинематограф. К этой праздничной дате режиссёры «Беларусьфильма» Евгений Сетько и Юрий Тимофеев сняли документальный фильм продолжительностью 104 минуты и состоящий из трёх независимых, но дополняющих друг друга частей.

Вместе фильм смотрится как единое целое, вызывая сначала ностальгию и добрую улыбку, затем – интерес к истории отечественного кино, а в завершение – гордость за наши фильмы, лучшие не только в СССР, но и в мире.

Но обо всём по порядку.

Предыстория. "Демонстратор"

Короткометражная 26-минутная лента создана в лучших традициях немого кино. Под бодрый аккомпанемент фортепиано, сопровождаемая титрами на экране разворачивается захватывающая история любви... к синематографу. "Синема, синема, синема - без тебя мы без ума!" Эти слова из другого прекрасного фильма хочется сделать девизом этого маленького шедевра. Дело происходит в дореволюционном Менске, куда приезжает в надежде заработать показом кино предприимчивый Рихард Штремер. Он арендует помещение и вместе с компаньоном открывает кинотеатр «Иллюзион». Не сказать, чтобы туда публика валила валом, но свои почитатели у новинки нашлись. Далее сюжет развивается вокруг красивой молодой актрисы, которой становится жена губернатора, и её борьбы за право сниматься в кино.

Фильмом от души наслаждаешься, он снят эстетически красиво, в классическом стиле чёрно-белого немого кино, и в то же время отличается современным качеством. Съемки проходили в Лошицком парке и усадьбе, но в фильме встречаются и настоящие документальные кадры того времени.

Начало истории. "Трест, который не лопнул"

Вторая часть раскрывает зрителю историю "Беларусьфильма" с самого начала до конца 50-х годов XX века. Рассказывает о снятых фильмах и людях, которые их создавали своим трудом, вкладывая всё своё умение и душу.

Сложная и полная достижений история белорусской киноиндустрии началась в 1924 году с принятия решения правительства Белорусской ССР о создании собственной киностудии «Белгоскино». Трест «Белгоскино» представлял собой объединение нескольких организаций, занимающихся как кино и фотосъёмкой, так и продажей аппаратуры для неё.

В первое время собственно производства кинофильмов в республике не было, так как вся техническая и кадровая база по созданию фильмов находилась в Ленинграде. Снималась только документальная кинохроника, которую монтировали в кинолаборатории в Минске на улице К. Маркса. Здание, где располагалась лаборатория, было разрушено во время войны.  Художественные же фильмы до 1939 года выпускались вне страны по сложной схеме: кадры, снятые на «земле», то есть на территории республики, соединялись в одно целое с кадрами, снятыми в павильонах киностудий в официальной и северной столицах СССР.

Первые белорусские фильмы были немыми и демонстрировались в кафе, ресторанах и театрах. Фильм сопровождался музыкой, подобранной для создания нужной атмосферы и исполняемой на пианино тапёром.

Тапёр – профессия, почти исчезнувшая с появлением звукового кино в 30-х годах XX века. Так называли профессионального музыканта, исполнявшего музыку на пианино или баяне во время демонстрации немого фильма.

Важно было донести эмоции и настроение фильма, объяснить происходящее на экране, поэтому в немом кино использовались титры.

Несмотря на то, что теперь такое кино не снимают (кроме редких исключений, как в нашей трилогии), немое кино послужило родоначальником актёрского искусства и по праву считается классикой кинематографа, заслуживающей восхищения и уважения.

Фильм "Лесная быль"Фото: Фильм "Лесная быль". domkino.tv

Россыпь фильмов 20-30-х годов

Первым художественным фильмом, вошедшим в историю белорусского кино, стал фильм 1926 года «Лесная быль» режиссёра Юрия Викторовича Тарича по повести Михася Чарота. Это символичное кино было полностью снято на белорусской земле, в посёлке Прилуки под Минском, и посвящалось борьбе белорусских партизан с поляками во время оккупации.

Имел успех у зрителей и следующий фильм Юрия Тарича «Крылья холопа», также увидевший свет в 1926 году. Фильм рассказывает о талантливом изобретателе, живущем во времена крепостного права. В будущем кадры из этого фильма процитировал известный советский режиссёр Андрей Тарковский в своём «Андрее Рублёве», вышедшем в 1966 году.

В 1928 году в Ленинграде в здании бывшего театра «Кривое зеркало» расположилась первая белорусская кинофабрика «Советская Белоруссия», которая находилась здесь до 1939 года. Оборудована она была по последнему слову техники, да и специалисты здесь трудились высококвалифицированные.

Здесь за всё время существования было снято более 50 фильмов.

В 1929 году режиссёр Владимир Владимирович Корш-Саблин снял символичный фильм «В огне рождённая», посвящённый становлению нашей республики и ставший классикой белорусского кино.

Также в 1929 году появляется драма «До завтра» режиссеров Юрия Тарича и Иосифа Бахара, описывающая жизнь и борьбу белорусских детей в приюте при гимназии на территории, входившей в состав Польши.

«Белгоскино» постепенно находит свои темы для создания кинофильмов. Даже в немых чёрно-белых фильмах того времени чувствуется энергия и жизненная сила, приходят яркие молодые актёры.

Создаются юмористические фильмы, менее официозные, например сатирическая комедия «Джентльмен и петух» (название на белорусском “Пеўні пераклікаюцца”), снятая режиссёром Владимиром Балюззеком в 1928 году в деревне Бочейково Бешенковичского района. По сюжету фильма, разделённое границей между Польшей и Белоруссией имение польского графа становится местом размещения весёлого пионерского отряда и головной болью для бывшего владельца.

Фильм "Джентльмен и петух"Фото: Фильм "Джентльмен и петух". kino-teatr.ru

Первые фильмы 20-30-х годов, снятые «Белгоскино», создавались в трёх вариантах: немой, с титрами на русском и с титрами на белорусском языках. Бездомная киностудия создавала шедевры на разнообразную тематику.

После появления звукового кино стали сниматься музыкальные фильмы. Музыку для кино всегда писали самые известные композиторы. Так, с киностудией сотрудничал Исаак Осипович Дунаевский, написавший музыку к фильму «Дочь родины» и другим.

Многие актёры, впоследствии ставшие всемирно известными, также начинали свой путь с «Белгоскино». В военном кинофильме «Первый взвод», повествующем о временах гражданской войны и снятом в 1932 году режиссёром Владимиром Корш-Саблиным, снялся Борис Бабочкин – будущий «Чапаев».

В 1934 году режиссёр Александр Файнциммер снял комедию-гротеск «Поручик Киже», основанную на анекдотическом случае из рассказов о временах Павла I. В нём из-за ошибки писаря в войске появляется несуществующий офицер, исправно несущий службу и получающий всё новые звания.

Были и другие достойные кинофильмы, с которыми любители истории кино могут познакомиться самостоятельно.

В 1939 году для киностудии всё же решили выделить большое здание, сначала в Витебске – так было ближе к столице, затем всё-таки остановились на Минске. Начали строительство на Партизанском проспекте, но война оборвала новую жизнь киностудии.

Киностудия в военное время

В 1941 году киношников эвакуировали в Алма-Ату. Там, в Казахстане, работала в годы войны в составе Центральной объединённой киностудии художественных фильмов и киностудия “Советская Белоруссия”, снимавшая в основном военные фильмы и документальную кинохронику. Благодаря работе белорусских операторов в 1942 году вышел документальный фильм “Разгром немецких войск под Москвой” с кадрами парада на Красной площади. Фильм стал первым из советских кинофильмов, получивших американскую кинопремию “Оскар” в 1943 году.

Также во время войны, в 1942 году, из художественного кино режиссёрами В. Корш-Саблиным и Ю. Таричем были созданы патриотические “Белорусские новеллы”, состоящие из фильмов “Пчёлка” и “На зов матери”. В роли главной героини фильма “Пчёлка”, которая завела фашистов в трясину, снялась юная будущая “Золушка” Янина Жеймо.

Фильм "Разгром немецких войск под Москвой"Фото: Фильм "Разгром немецких войск под Москвой". domkino.tv

Продолжение истории. После войны

В 1946 году вернувшаяся на родину киностудия была переименована в «Беларусьфильм». Площадка киностудии тогда расположилась в здании Красного костёла.

Одним из первых вышедших послевоенных фильмов стал «Константин Заслонов», который заложил основы героической военной кинодрамы. Вышедший в 1949 году фильм о легендарном оршанском партизане был снят режиссёрами А. Файнциммером и В. Корш-Саблиным, в роли главного героя снялся Владимир Дружников.

Наконец на киностудии стали снимать фильмы для детей.

Драматический фильм режиссёра Льва Владимировича Голуба «Девочка ищет отца» вышел в 1959 году. Фильм рассказывает о дочери партизанского командира батьки Панаса и её героическом спасении. Роль маленькой девочки блестяще исполнила 6-летняя Анна Каменкова. Фильм был отмечен несколькими мировыми премиями.

В нынешнее же время, оператор фильма Олег Тихонович Авдеев рассказал создателям трилогии о кино, что его мечта – установка в Минске памятника, посвящённого этому великому фильму.

В 1956 году вышел фильм для детей режиссёра Льва Владимировича Голуба «Миколка-паровоз», экранизация повести Михася Лынькова. Советские ребята тогда были в восторге от приключенческого, патриотического кинофильма с нотками юмора и от его главного героя.

Фильм "Миколка-паровоз"Фото: Фильм "Миколка-паровоз". kino-teatr.ru

Фильмы, которые хочется смотреть стоя

Так исторически сложилось, что наша земля повидала много войн. Через себя пропустили наши предки страх и боль, тяготы потерь и часто были свидетелями происходящего зла. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что "Беларусьфильмом" сняты самые лучшие фильмы советского времени о войне, не только отмеченные наградами критиков, но и получившими народное признание. Общей характеристикой этих кинофильмов является то, что в них мало кадров непосредственно военных действий. Они показывают горе войны через душу своих героев: рано повзрослевших детей, женщин, вернувшихся с войны мужчин.

Каждый из этих фильмов оставляет в душе след на всю жизнь и прививает иммунитет к фашизму.

Сюда можно отнести созданные на нашей киностудии фильмы, вышедшие в разные годы, но объединённые общей темой.

Середина истории. «Золотая эпоха Беларусьфильма»

Фильмы, считающиеся классикой белорусского кино, были сняты в период 60-80-х годов прошлого столетия. Это время отмечено сменой поколений и приходом в кино новых мастеров, принёсших новый, необычный  стиль.

Фильм «Через кладбище», снятый режиссёром Виктором Тимофеевичем Туровым в 1964 году, не содержит военных кадров. Однако он был вошёл в список 100 лучших фильмов о войне, составленный ЮНЕСКО в 1994 году.

В 1966 году был им же был снят знаковый фильм-киноповесть «Я родом из детства», где снялся и спел Владимир Высоцкий. В кинофильме, рассказавшем о грустной судьбе ребят из прифронтового города, потерявших близких и ожидающих их прихода с войны, была новизна и поэзия. Фильм отмечен наградами, а белорусские критики считают его лучшим за всю историю белорусского кино.

Фильм "Я родом из детства"Фото: Фильм "Я родом из детства". mos.ru

«Альпийская баллада», снятая режиссёром Борисом Михайловичем Степановым в 1966 году по повести Василя Быкова, сильным языком рассказала о любви и трагедии войны.

В 70-х и первой половине 80-х годов в кино пришла литература: в это период было создано множество экранизаций романов русских и белорусских классиков.

Вышли фильмы «Хлеб пахнет порохом» (1973) режиссёра Вячеслава Александровича Никифорова по повести И.П.Шамякина, «Волчья стая» (1975) режиссёра Б.М. Степанова по одноимённой повести Василя Быкова.

«Дикая охота короля Стаха» (1979) - экранизация приключенческого и мистического исторического романа В.С. Короткевича. Фильм снял режиссёр Валерий Давидович Рубинчик, которого сравнивали с Федерико Феллини, а сам фильм в мире отметили множеством наград.

В фильме «Возьму твою боль» (1980) режиссёра Михаила Николаевича Пташука по роману И.П. Шамякина в главной роли снялся Владимир Гостюхин. Пронзительный фильм раскрывает тему предательства и отношения к нему. Все создатели кино получили государственные премии.

Фильм "Возьму твою боль"Фото: Фильм "Возьму твою боль". sb.by

Кинофильм «Люди на болоте» (1982), снятый Виктором Туровым по роману И.П. Мележа, посмотрело в прокате более 4,1 млн зрителей. «Эротичное кино у вас», - говорили зарубежные критики. При этом в фильме нет ни одной постельной сцены или обнажённой натуры.

В 1983 году на экраны вышла многосерийная экранизация романа Тургенева «Отцы и дети» В.Никифорова, отмеченная госпремией СССР.

Фильм из 2-х серий «Свидетель» (1986) режиссёра Валерия Павловича Рыбарева, основанный на реальных фактах, рассказывает о выросшем в детском доме мальчике, к которому частично возвращаются воспоминания о войне и концлагере. В съёмках сцен суда принимали участие настоящие сельские жители, бывшие свидетелями зверств фашистов.

Трагическая кинолента «Знак беды» (1986) Михаила Пташука по повести Василя Быкова о жизни крестьян во время оккупации отмечена тремя премиями: премией за лучший фильм, за лучшую женскую роль актрисе Нине Руслановой и лучшую мужскую роль Геннадию Гарбуку.

Фильм "Знак беды"Фото: Фильм "Знак беды". belta.by

Белорусское кино для детей

Но не будем забывать и о детской киноклассике «Беларусьфильма». Многосерийные приключенческие цветные фильмы «Кортик» и «Бронзовая птица», снятые режиссёром Николаем Артемьевичем Калининым по повестям А.Н. Рыбакова и вышедшие в 1973 и 1974 годах, пользовались огромной популярностью у детей школьного возраста.

В 1975 году замечательный режиссёр Леонид Алексеевич Нечаев снял любимейшее детское кино «Приключения Буратино», в 1977 – фильм «Про Красную Шапочку», в 1981 – «Проданный смех», 1983 - «Сказку о Звёздном мальчике», в 1984 – «Рыжий, честный, влюблённый», в 1987 – «Питер Пэн» и многие другие.

Фильм "Про Красную Шапочку"Фото: Фильм "Про Красную Шапочку". film.ru

Одним из самых любимых фильмов стала у советского зрителя трагикомедия «Белые росы», снятая Игорем Михайловичем Добролюбовым и вышедшая на экран в 1984 году.

Далее – была перестройка и новые произведения, выпущенные на «Беларусьфильме», среди которых немало вошедших в историю.

Наше время

В наше время киностудия «Беларусьфильм», состоящая из нескольких студий, продолжает развиваться и выпускать новые художественные, документальные фильмы и анимацию. Так, 12 декабря состоялась премьера историко-приключенческого фильма в стиле фэнтези «Чёрный замок» - новая экранизация романа Владимира Короткевича режиссёром Кириллом Кузиным. Вышел первый полнометражный анимационный 3Д-фильм «Песня Сирин» режиссёра-постановщика Елены Туровой на основе славянских сказок и легенд.

Мультфильм "Песня Сирин"Фото: Мультфильм "Песня Сирин". minsknews.by

Таким образом, позади у белорусского кино – богатая история, которой можно по праву гордиться, глубокие корни и уже вековые традиции. В настоящем – интересные проекты, фильмы разных жанров и творческие эксперименты, заслуживающие внимания. А в будущем, не сомневаемся, белорусское кино снова покажет миру самые лучшие фильмы!

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.