location-icon
16 декабря 2022, в 11:46. Автор: NPR.BY

Почему «позабыт» этноцид евреев в войнах на западе бывшей Российской Империи 1918-1922 годов

Материал подготовил Игаэл Йегуди, ортодоксальный раввин и политолог.
Мнение автора может не совпадать со мнением редакции «Нашего Портала».

 

В ходе Гражданской войны на Украине 1918-1920 гг., советско-польской войны 1919-1920 гг. на Украине и Беларуси, диверсий базировавшихся на Польшу антисоветских формирований в БССР в 1920-1923 гг., украинско-польской войны в Западной Украине в 1918-1919 гг. происходил повсеместный этноцид компактного еврейского населения. Без последней, число убитых евреев по 1921 оценивалось в СССР в 180-200 тыс. человек; 300 тыс. еврейских сирот, 700 тыс. евреев разорённых, оставшихся без крова, беженцев – массовый исход целых местечек и городов [1,с.72]; десятки населённых пунктов были сровнены с землёй, а сотни – разорены дотла [1,с.73-74; 2,с. VIII].

К числу жертв необходимо добавить раненых, добавить выброшенных из поездов и пароходов, добавить изнасилованных (впоследствии нередко лишившихся рассудка) и часто зараженных и/или искалеченных женщин и девочек, - число всех их (порядка  от десятков до сотен тысяч) практически не поддавалось учёту, в т.ч. и погибших в результате от ран, от инфекций, от голода и холода на пепелищах   [1,с.74; 2,с. XII].

Только на территории БССР (в границах до 1939 года) и бывших Волынской, Подольской, Киевской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Николаевской, Одесской, Екатеринославской и Донецкой губерний (т.е. без Юго-Западной Украины и России, где в ряде городов также происходило избиение еврейского населения) атакам - зачастую неоднократным -  убийц, грабителей и насильников подверглись евреи в 911 нас. пунктах [1,с.76].

Советскими исследователями-современниками общее число "погромов" на данной территории оценено в 1520, из них 226 совершены деникинцами, 211 – петлюровцами, 47 – польской армией, 47 – воинством Савинкова-Балаховича, 989 – различными "бандами" [1, c.76].

По территории УССР на 1921г. Н.Гергель, занимавшийся помощью пострадавшим в рамках Российского общества Красного Креста, приводит такой расклад:

  • 39,9% погромов "провели" войска Директории (петлюровцы),
  • 24,8% - различные банды,
  • 17.2% - войсковые соединения "белых",
  • 8,8% – Красная Армия,
  • 4,2% – воинство "атамана Григорьева",
  • 2,6% – польская армия,
  • 2,7% – "прочие" [2, c. XIV].

Необходимо чётко отметить (в свете того, что в различных публикациях указываются и «проценты» Красной Армии, весьма разнящиеся между собой) коренную разницу между Красной Армией и остальными ВС/бандформированиями в отношении к погромам. Всё советское руководство и конечно, командование Красной Армии призвало к беспощадной борьбе с погромной агитацией и погромщиками. Так, например, бывшие «григорьевские» полки, перешедшие под командование Красной армии, после учинённых ими погромов были окружены частями Красной армии, разоружены, зачинщики – публично повешены, а остальной состав подвергнуты децимации. Подробный рассказ об этом я читал в своё время в еврейском эмигрантском издании, в интернете имеется информация об этих событиях как о «мятеже». Но это была именно кара за резню еврейского населения. Суровая позиция советского руководства по отношению к погромщикам дала основания необелогвардейским апологетам юдофобии, таким как В. Козлов (см. ниже), а ранее – в годы «перестройки», И. Шафаревич «справедливо» осуждать Советы И за это…. Причины, по которым те или иные красноармейские подразделения отметились в погромных действиях, очевидны: ведь красноармейцы были в массе своей вчерашними солдатами царской армии (в которой в годы предшествовавшей провальной войны нагнетались антиеврейские настроения), а нередко – и недавними участниками тех или иных белогвардейских и «зелёных» воинств.

С другой стороны, довольно правомерным представляется и подход авторов [1], не указавших красноармейские части среди «авторов» погромов: Красная Армия вела жестокую борьбу ПРОТИВ этого этноцида, а те в её рядах кто оказался вовлеченным в подобные действия – НИКАК не действовал от её имени, и могут быть отнесены к «бандам». Точно так же мы не называем ведь «красноармейскими» власовские части…

Экономические последствия: "Около половины городского населения Украины и Белоруссии (вся его еврейская часть) была совершенно выведена из строя хозяйственной жизни, что безусловно имело весьма тяжёлые последствия в государственном масштабе. Это сильно ощущается в общей сумме материальных ресурсов Союза Республик…" [1, с.74].

Сказанного достаточно, чтобы в исторической геополитической перспективе ясно осознать: перед нами не "погромы" - как с "легкой руки" современников событий (ещё незнакомых с понятием "геноцид") продолжает именовать данный предмет научное сообщество [1,2] – а настоящий геноцид, точнее этноцид, по масштабам человеческих жертв, экономического разорения, этнопсихологических потрясений вполне соответствующий, например, этноциду христианских народов - армян Западной Армении и ассирийцев Междуречья - режимом "младотурок"  в годы Первой мировой войны.

Однако, описываемое явление до сих пор НИКЕМ не определено как "геноцид" или "этноцид", и до сих пор не стало отдельным предметом изучения научного сообщества, включая – что замечательно – сионистскую историографию в Израиле и за его пределами, и об этом ниже.  Ответственный редактор "Книги погромов" [2], которую она представляет как "первую попытку" – в 2008 году! – "представить сводный корпус документов" на эту тему, пишет во Введении, словно декламируя прописную истину:

"На долгие десятилетия "архивы погромов" были закрыты в СССР, а на Западе эта тема в 1930-е годы вытеснялась из общественного сознания, а затем была заслонена необходимостью осмысления большого этнического террора – Холокоста: только после его изучения можно было перейти к анализу промежуточных форм насилия, каковыми являлись погромы Гражданской войны" [2, с.V].

Почему же оказались закрыты "архивы погромов" (хранившие бесчисленные свидетельства о том, как "международная буржуазия старалась помочь российской и украинской контрреволюции проложить себе путь к реставрации через горы еврейских трупов и реки еврейской крови" [1, с.75]) в СССР? Почему же "эта тема" на "свободном" Западе "вытеснялась из общественного сознания" (!!), а затем (очевидно, там же, "на Западе"? читай – "и в сионисткой историографии") оказалась "заслонена" нацистским геноцидом (1)?!?

Наконец, почему редактор этого ПЕРВОГО (значение его невозможно переоценить!) сборника продолжает пользоваться абсолютно неточной терминологией: "погромы" – хотя перед нами именно массовый "этнический террор"; и "Гражданская война" - хотя советско-польская война была войной регулярных армий двух государств;  да и польско-украинская война (против ЗУНР) была войной двух государств - просто в ходе её  государство украинского большинства  было ликвидировано – проглочено - Польшой [3]? Почему утверждает, что "только после его (нацистского геноцида-И. Л. Й.) изучения" (и когда наступает это "после"?) можно (??) переходить к "анализу" этноцида евреев, происходившего  поколением раньше?   НАОБОРОТ - не лучше ли было бы для "осмысления" нацистского "большого этнического террора", который, кстати, был направлен вовсе и не только против евреев (а и цыган, сербов, белорусов и др. славян, и как сегодня общеизвестно в научном сообществе, особенно благодаря проекту «цифровая история» – ставил целью уничтожение 30 млн. человек к востоку от Буга до середины 1942)?

Отвечая на эти вопросы, следует помнить, что жертвой этноцида 1918-1922 гг. являлось исключительно еврейское население, исполнителями - вооружённые формриования абсолютно всех воюющих против советской власти сторон, а также значительная часть сельского украинского и польского городского населения (на Юго-западной Украине и на белорусских землях).

Причины, на наш взгляд, следующие:

После конца Гражданской войны Польша была передовым форпостом "санитарного кордона" вокруг Советской России; белогвардейцы и иже с ними были для Запада "гуд гайс" (палач евреев Юго-Восточной Беларуси в 1920—1923 гг. Б.В.Савинков – был замминистра по военному ведомству у Керенского!..), а большевики – "бэд гайс".  Очевидный при любом изучении нашей темы факт, что только Советские войска, в конечном счёте, спасали еврейское население (2) от резни и ПОЛНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ [1, с. 28] – делал эту тему автоматически "вытесненной" из "общественного сознания" Запада. Тем более, что резню евреев на земле Беларуси (3) осуществляла регулярная польская армия, а затем – банды Савинкова-Балаховича. Эти банды снаряжались на польской территории, естественно – "с ведома" и за счёт Антанты, вооружавшей и содержавшей новорожденную Польшу. С другой стороны, советники Антанты в Польше не могли не понимать, что крепнущую на глазах Советскую Россию уж точно не "освободит от большевизма" засылаемый сброд разбойников и насильников; единственным "стратегическим"/ "тактическим" достижением последних, таким образом, были резня и грабёж еврейского населения (в дальнейшем и советских белорусских крестьян – [2, с.827-833]).

Лондонские патроны Польши, полностью игнорируя зверства поляков на белорусских землях, составивших БССР, неназойливо "расследовали" жалобы в отношении непольских земель, захваченных и аннексированых Польшей. Вот комиссия МИДа Британии (доклад которой был переведён для советского правительства [2, с. 542]) - под председательством еврея С. Самуэля, родного брата покровителя сионистов и Верховного комиссара подмандантной Палестины в 1920-25 гг. Герберта Самуэля, - пишет про резню во Львове: "польские солдаты и население были, правда, немного восстановлены против евреев за их нейтральное отношение (4) к борьбе поляков с украинцами…"  Доклад приводит цифру 463 раненых [2, с. 544] игнорируя…убитых (до 150, [2, с.880]). "Поляки, вообще говоря, народ великодушный…" [2, c.548], отмечает доклад…

В СССР поначалу помнили о "погромах", даже создавались мемориалы жертвам [1, с.37-38], эта тема изредка фигурировала в классических советских произведениях [4, с.66-72].  Однако, весьма скоро тема была предана полному забвению. Не только ввиду того, что и красноармейцы местами громили и убивали евреев [2,c. XIV; 5,с.60; 6,с.153] – в конце концов, такие факты очевидно объяснялись "несознательностью", и см. выше,  –   тем более, что на "красных" пытались сваливать свои преступления их противники [1,c.70; 2,c. 610]).

Честное изучение событий и сохранение памяти о массовом этническом насилии резко противоречили бы идеям "солидарности трудящихся". Ведь массы убийц, насильников и грабителей, вчерашних рядовых и младших командиров у казнённых атаманов и бежавших белых вождей, или присоединявшихся к массовым злодеяниям малороссийских крестьян, – стали обычными советскими гражданами.

"Отношение нееврейской массы населения к погромам было в общем безусловно отрицательное"[1,с. 27], утверждается в выпущенной в 1927 в СССР книге – вопреки нередко встающей на её страницах картине… Более того, местами именно и только духовенство демонстрировало это "правильное пролетарское", "безусловно отрицательное", отношение к резне и деятельное сочувствие к жертвам (многократно в 1 и 2, см. например:  [1,c. 67; 2,с. 887]). В отношении евреев же забвение тех событий было особенно необходимо, чтобы не тормозить ассимиляцию, которая с 30-х годов виделась советским вождям в качестве естественного и желанного завершения еврейского существования. В середине 30-х были закрыты школы на идиш, и евреи – партийные идеологи прямо говорили, что цель – устранение препятствий перед смешанными браками [7, с.93]. Сохранение живой памяти о кровавых событиях 1918-1923 гг. (5), конечно, было в этом контексте крайне некстати.

После ВОВ к вышеупомянутым причинам замалчивания в СССР этноцида евреев в 1918-1922 годах добавилась и "братская дружба" с ПНР в рамках   Варшавского же договора... Межвоенная Польша - хоть и "панская", но предтеча "братской"! - могла быть лишь жертвой нацистов (6), но никак не их предвосхитительницей.

На Западе причины замалчивания оставались те же, ещё и усугублённые холодной войной и участием в ней на стороне Запада массы "идеологических работников" из числа откровенно нацистских недобитков. А после падения СССР в России началась вакханалия прославления всех, кто воевал против Советской власти в гражданскую войну (а в бывших республиках и местами в РФ – и в ВОВ!..), преступления этих "гуд гайс", хотя и изучаются серьёзными историками [2], усердно затушёваны другими, юдофобствующими авторами. Так, Владимир Козлов в своём антисемитском с претензией на «объективность» опусе, с готовностью признавая факты погромов на украинских землях и роль Петлюровского воинства в резне, отмечает: "несколько небольших еврейских погромов произошло на территории, занятой частями Добровольческой армии генерала А.Н. Деникина" [6, с.153]. Между тем, достаточно взглянуть на именной указатель в конце [2, с. 930, с. 939] и убедиться, что оба персонажа делят «почётное» второе место, заполнив по четыре полные строки колонки номерами страниц с упоминанием соответствующих деяний, на полстроки обогнал их Булак-Балахович(7). «Героям слава» …

Другой апологет юдофобии, Андрей Буровский («Еврейские погромы. Скорбь по двойным стандартам», «Яуза-пресс», Москва, 2011, 317 с.) решивший «доказать», что на  протяжении тысяч лет своей истории евреи также атаковали своих противников и убивали людей, а не только неевреи убивали евреев (гениальная мысль, довольно скудно проиллюстрированная ввиду жалкой «эрудиции» графомана-юдофоба) рассказав подробно о всяческих погромах и межнациональных столкновениях царского времени, причём изложение носит, отметим, не только юдофобский но и в значительной мере славянофобский и анти-православный (8) характер,  – ВООБЩЕ не касается периода 1918-1922 гг. …

Между тем, достаточно очевидно, что "стыдливое" игнорирование еврейского этноцида 1918-1922 гг. в последующий период как на Западе, так и в СССР – подготовило (анти)моральные условия для грандиозного геноцида (и на этот раз геноцид вовсе не ограничился компактным еврейским населением, и евреями вообще) во Второй мировой войне:

Зверства польской регулярной армии в отношении евреев в 1918-1920 гг.: поголовный грабёж всего у всех, массовое нанесение увечий, вырывание бород с мясом, запрягание людей в телеги, выгон на принудительные работы под зверскими побоями и разнообразными измывательствами в еврейские праздники, насилие над женщинами с целью максимального морального ущерба окружающим (9), сплошное выжигание мест проживания, сжигание живых людей и расстрел вырывающихся из пламени, уничтожение и осквернение синагог, закапывание людей живьём [1,с. 24-26,53-63, и многократно в 2, напр. с. 602], - в точности соответствуют нацистской практике. Также, как и практика расстрела на месте военнопленных (10) комиссаров и евреев [8, с.9]. До конца 1939 года, а скорее всего – до самого июня 1941 г.  единственной армией Европы, совершавшей вышеописанное, оставалась армия Польши. Это были не "промежуточные формы насилия", а вполне нацистское поведение (см. описание писателем-современником [10, с.19-21] вступления польской армии во Львов и следующей за ним "акции" в 1918 г.).

Можно с уверенностью предположить, что в НСДАП пристально изучали недавний опыт этноцида евреев, и (отсутствие) реакции на него со стороны "оплотов демократии";

равно и вожди прибалтийских фашистов, несомненно, присмотрелись к погромной практике 1918-1923 гг., и с отступлением советских войск в 1941г. она в точности была применена к евреям "восставшими" балтийскими фашистами, с участием в последующем организованном нацистами полном истреблении евреев; румынские фашисты, близкие к месту событий, взяли на заметку, как "следует" поступать с евреями; 

фактическая безнаказанность рядовых участников "погромов" 1918-1922 гг.  и последующее забвение злодеяний – наверняка инспирировали и    коллаборационистов в славянских республиках к соучастию в грабежах и зверствах немецких оккупантов в отношении евреев и других групп населения.

Что особенно замечательно: никакие научные и общественные учреждения, созданные   под эгидой сионизма (уже в 1922 был создан Ивритский Университет в Иерусалиме) не предприняли после этноцида 1918-1922 гг. НИКАКИХ действий по сбору свидетельств, документов, систематическому изучению страшных событий – подобных которым со времён Хмельницкого не было в еврейской истории! Ещё более замечательно то, что много позднее, после создания по миру десятков "институтов изучения холокоста", а в Израиле - института "Яд вашем" (при претензии официального Израиля на сохранение и изучение памяти и наследия всего исторического еврейского народа!...), ничего не было сделано для сбора материалов и увековечения памяти жертв этноцида евреев 1918-1922 гг. А ведь непосредственные свидетели событий были с нами в этом мире до середины

90-х годов, т.е. к находившимся в Израиле с 20-х годов и позднее - ещё успели присоединиться и те, кто приехал с массовой иммиграцией 1990-1994 гг. Свидетели событий передали свои рассказы детям и внукам.

Автор, живя в Израиле (в 1979-2010 гг.), обратился в начале 2000-х годов на факультеты истории и соответствующие исторические кафедры (как-то: "История евреев нашего времени", кафедры изучения Катастрофы европейского еврейства и т.п.) всех университетов, а также в институт "Яд вашем" с вопросом: изучается ли в "академических рамках" Катастрофа евреев Украины в 1918-1920 гг.? Из ряда мест поступил чёткий ответ: такого предмета изучения в израильской "академии" (11) не существует (из большинства мест письменный ответ на письма - заказные с уведомлением - не поступил, а устно -   подтвердили вышесказанное)., и были предложены – считанные – публикации на эту тему… в РФ.

Сионистская историография, таким образом, вполне вписалась в картину   замалчивания  этноцида 1918-1922 гг.,  как видно - по исторической совокупности соображений и "прозападных" (не говоря уже о том, что видные сионисты участвовали в правительстве  Петлюры, сотрудничали с Деникиным и.т.д.[1,c. 21]),  и – в своё время - "просоветских": формально господствующее крыло сионистского движения было когда-то социалистическим, и часть его (до разворота Израиля «лицом к Западу» с началом корейской войны)  солидаризировалась с Советским Союзом.

С начала 90-х годов к ним могли добавиться "наконец" "свои чисто сионистские" соображения: потенциал иммиграции собственно евреев в Израиль был исчерпан. Усилия всемирного сионистского истеблишмента сконцентрировались на привлечении масс неевреев в Израиль, в первую очередь – на постсоветском пространстве. В 90-е гг. оттуда массами иммигрировали в Израиль социально проблемные слои: выброшенные из жизни русскоязычные беженцы из ряда бывших союзных Республик, асоциальные и уголовные элементы и т.д. В этой среде оказались занесены в Израиль и/или развились там антиеврейские настроения (12), породившие тяжёлые эксцессы [11]. Понятно, что изучение событий 1918-1923 гг.  у сионистов оставалось и поныне остаётся "некстати".

А вот у нас в суверенной народной Беларуси настало, на мой взгляд, время для глубокого и всестороннего исторического исследования еврейского этноцида 1918-1923 гг., с привлечением имеющихся в нашей стране архивных материалов и разнообразных исторических свидетельств. Упомянутый [2] изданный в России сборник документов предоставляет хорошую базу для начала разработки этой темы; а сборник [8] показывает, что белорусская наука решительно срывает занавеси со стыдливо замалчивавшихся аспектов исторических событий, которые, казалось бы, изучались в Советском Союзе, да не совсем.

Примечания

(1) Для обозначения нацистского геноцида евреев в неоиврите употребляется древнееврейское слово "ШОА", неоднократно встречающееся у пророков в значении "гибель, полное разрушение". В русскоязычной литературе до 90-х годов этот термин более-или-менее удачно передавался как "Катастрофа европейского еврейства". Употребляемый сегодня термин "Холокост" автор не приемлет и считает его семантически неадекватным, полагая, что память жертв заслуживает хоть и "громоздкого", но точного термина "нацистский геноцид евреев".

(2) В народной песне того времени, воспевшей присоединение к рядам Красной Армии, пелось: «ин дем царске милитэр – мит гевейн ин рэнцул. Ин дер рейтинкер армей – гейт мен мит а тенцул»: в царской армии мы несли в солдатском ранце свой плач, а когда мы в любимую Красную армию идём, так просто танцуем …

(3) Белорусское население, в отличие от сельского украинского, и городского польского - на Юго-Западе Украины и в Западной Беларуси, – не было склонно к нападению на евреев (многократно в [1] и [2], см. например: [1, с. 22; 2,с. 550])

(4) Забавно: никакого недоумения по поводу того, что сами-то завоёванные и уж точно "не нейтральные" украинцы, тем не менее, не подверглись "погрому"; по принципу: "А велосипедистов за что?"

(5) 1923 -  Год окончательной ликвидации балаховичищины.

(6) Поэтому замалчивалась и роль Армии Крайовой в уничтожении евреев и белорусов на земле Беларуси в годы ВОВ, (многократно в [8],

(7) Очевидно, ввиду того, что его деяния в основном задокументированы в уже официальных советских отчётах. Безусловно, «по справедливости» Деникин и Петлюра должны делить «золото», а не «серебро» мясников-погромщиков…

(8) Об анти-православном характере юдофобских публикаций см. мой доклад на научной конференции (в двух сериях): https://youtu.be/aqJ1zbM8biM ; https://youtu.be/A9-7c54wfL4 .

(9) Следует отметить особую «шляхетность» польского офицерья: было «принято» (в т.ч. у белогвардейцев и в украинских/петлюровских бандформированиях), что насилует солдатня, а офицеры не принимают (по крайней мере прилюдно) в этом участия. В воинстве Пилсудского – прилюдно насиловали офицеры, а «нижние чины» ассистировали панам [10, и личные свидетельства слышанные автором] – так, видать, положено в «польском мире»…

(10)  Истребление   советских военнопленных голодом и болезнями, квалифицированное как военное преступление нацистов, было также "блестяще предвосхищено" в ходе советско-польской войны [8, с.10]. Наркоминдел Г.В. Чичерин в ноте от сентября 1923 указывал, что "из 130 тыс. российских пленных в Польше умерло 60 тыс."; на пленных красноармейцах практиковались в "разваливании человека до пояса" "шляхетные" польские кавалеристы [9].

(11) Под этим словом в Израиле подразумевается научное сообщество и ВУЗы; научно-исследовательская работа почти по всем гуманитарным отраслям знаний ведётся при университетах. 

(12) Истоки этого явления: сильные ксенофобские и антиеврейские настроения в среде выходцев из Украины и России  и русскоязычного населения Средней Азии, которые массами иммигрировали в 90-е годы в Израиль; всеобщая ксенофобия  внутри израильского общества, поделенного на жёсткие "сегменты" социальной и "квадраты" общинной принадлежности, и как следствие этого - практическая дискриминация; перманентное натравливание иммигрантов на религиозных евреев, со стороны СМИ и политических партий; враждебное игнорирование властью   культурных и духовных нужд иммигрировавших неевреев (в т.ч. верующих христиан) на фоне агрессивной государственной политики подталкивания их (особенно старшеклассников, военнослужащих и студентов) к поточному формальному "принятию еврейства"  (см. https://youtu.be/43d_ZgC_5WQ?t=287 ).

Литература

  1. Еврейские погромы 1918-1921. / ред. З.Островский. – М.: Акционерное общество "Школа и книга", 1927. – 126 с.
  2. Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период Гражданской войны.1918-1922 гг.: Сборник документов / Отв.ред. Л.Б.Милякова. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. -1032 с.
  3. Коган, Л. Евреи в Западно-Украинской народной республике/ Леон Коган// Україна: культурна спадщіна, національна свідомість, державність. – 18/2009  – с.190. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.inst-ukr.lviv.ua/ . – Дата доступа:  21.10.2012.                     
  4. Островский, Н. Как закалялась сталь / Н.А.Островский. - Ленинград: "Художественная литература", 1973. – 335 с.
  5. Бабель, И. Избранное / И.Э. Бабель. – Мн.: "Мастацкая літаратура", 1986. – 270 с. 
  6. Козлов, В. Евреи в России-СССР/ В.И.Козлов. – М.: "Русская правда". 2010. – 320 с. Книга признана экстремисткой в Республике Беларусь.
  7. Скир, А. Еврейская духовная культура в Беларуси / А.Я.Скир. – Мн.: "Мастацкая  літаратура", 1995. – 144 с.
  8. Польша-Беларусь (1921-1953). Сборник документов и материалов / ред. А.А.Коваленя и др. – Мн.: "Беларуская навука", 2012. – 421 с.
  9. Суровов, В. "Пилсудчина: зигзаг истории"/ В. Суровов.// Мн.: "7 дней", - №37, 13 сентября 2003г.– стр.6-7.
  10. Зингер, И-И. "Братья Ашкенази"/ И-И. Зингер. // М.: "Лехаим", "Библиотека". – 11. 2011. – 11/235.
  11. Гиличенский, З. Погром – израильский вариант/ З. Гиличенский. – Иерусалим: "ДМИР", 2004. – 184 с.

—***—
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Google News. Присоединяйтесь!
Хотите поделиться интересной новостью? Отправьте ее нам в телеграм-бот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER.